Жестокость стала обыденным делом

Содержание
  1. Инстинкт разложения: что заставляет матерей быть жестокими
  2. Жестокие и неудовлетворенные
  3. Поквартирная опека
  4. Время экспериментов над детьми
  5. Бессознательное зло
  6. Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?
  7. Суть проблемы
  8. Причины
  9. Проявления
  10. Что делать
  11. Выступление
  12. Обобщая вышесказанное перечислим причины жестокости среди детей:
  13. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?
  14. Почему родители проявляют жестокость к своим детям и что можно сделать в таких случаях
  15. Детская жестокость к сверстникам
  16. Детская жестокость к животным
  17. Детская жестокость: как вести себя родителям?
  18. Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?
  19. Как справиться с детской жестокостью?
  20. Как понять жестокий ребенок или нет?
  21. Как справиться с детской жестокостью
  22. Причины детской жестокости. Как не дать ребенку вырасти жестоким
  23. К чему может привести воспитание, лишенное родительской любви

Инстинкт разложения: что заставляет матерей быть жестокими

Жестокость стала обыденным делом

Запертые в квартирах, выброшенные из окон, забытые ночью в лесу — эти дети ничем не заслужили такой жестокости от тех, кто обязан заботиться о них и оберегать от зла. Случаи, когда мать поднимает руку на дитя или оставляет его в опасности, происходят с пугающей регулярностью.

Самые резонансные из них заставляют всерьез задуматься о том, что эти женщины утратили материнский инстинкт. «Известия» собрали экспертные мнения о том, в чем корни проблем родительского безразличия и агрессии и кто виноват в том, что жестокость в отношении детей превратилась в систему.

Жестокие и неудовлетворенные

Среди причин, соединяющих воедино два, казалось бы, несовместимых понятия — материнство и жестокость, — социологи выделяют неблагоприятные социальные и материальные условия, падение доходов в связи с рождением ребенка и психологическую реакцию женщины на неустроенность жизни.

«Это недовольство собой, своей жизнью, своим женским и статусным положением. На этой почве концентрируется женская «ожесточенность от неудовлетворенности». Увы, именно ребенок в таком случае для раздраженной матери «во всем и виноват».

Женщина всегда ищет виноватого в своих неудачах, как правило, среди людей ближнего круга. А это, естественно, либо муж, либо ребенок, которые «испортили ей жизнь».

В случае же, когда мужа нет, а жизнь неустроенна, именно ребенок становится главным виновником этой неустроенности и, соответственно, объектом жестокости.

Он становится лишним для таких матерей», — пояснила «Известиям» профессор социологии, научный руководитель департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ, член научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Галина Силласте.

Другой причиной, подпитывающей материнскую жестокость и безразличие, можно считать снижение социального контроля со стороны общества и государства за состоянием неблагополучных семей. Соседи, родственники и учителя стараются не вмешиваться в агрессивную среду внутри семьи. Хотя, безусловно, бывают исключения.

«Если в обществе занижена личная ответственность женщины-матери за состояние ребенка, его безопасность и защищенность, если не работают общественный контроль и поддержка, то в государстве остается один механизм защиты детей от жестокости в семье и жестокости матери — ужесточение норм права и действия закона в отношении контроля со стороны соответствующих лиц. А это питательная среда для укрепления ювенальной юстиции, что, на мой взгляд, далеко не лучший вариант», — добавляет профессор социологии.

Важным шагом в данном направлении могло бы стать появление закона о предотвращении насилия в семье. Потому что объектом этой агрессии зачастую становится именно самая незащищенная часть семьи — маленькие дети.

В качестве мер поддержки одиноких матерей, которые могли бы выступить профилактикой агрессии в семье, Силласте выделяет внедрение служб психологической помощи матерям-одиночкам, которая отчасти перенаправит агрессию и беспощадность в отношении слабого и полностью зависимого от нее маленького человека.

Но, помимо этого, должна совершенствоваться и система материальной поддержки матерей-одиночек.

Поквартирная опека

Контроль за неблагополучными семьями и безопасностью нахождения детей в них — прямая задача органов опеки. Однако зачастую работникам не удается даже поговорить с родителями, к которым у службы возникают вопросы.

Происходит это из-за переездов семьи и, как следствие, потери связи с ней.

Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что появление многочисленных «детей-невидимок» связано именно с недостаточным доверием родителей, попавших в трудную ситуацию, к органам опеки.

«Если бы оно было стопроцентным, было бы больше звонков, и все эти случаи можно было бы предупредить. Кто бы звонил? Это могла быть сама мама, которая говорит, что у нее беда и она не справляется.

Но при этом она знает, что придут не апельсины в холодильнике считать и не вычислять расстояние от стола до стула, а предложить помощь психолога, юриста и разобраться в проблеме.

При таком режиме работы серьезно может сократиться число подобных инцидентов», — рассказала «Известиям» детский омбудсмен.

В случае с пятилетней девочкой, изъятой из захламленной квартиры на Ленинградском шоссе, визит опеки был бы необходимой превентивной мерой. Если бы сотрудники вовремя обнаружили заметные невооруженным глазом проблемы, таких тяжелых последствий для ребенка можно было бы избежать.

«Она фрукты нюхала и лизала. В первый раз в жизни видела фломастер и не знала, для чего ей давали эту палочку цветную, потом поняла, что она рисует. Карандаш ей был более понятен. Вот только сегодня (13 марта 2019 года. — Ред.) начала более положительно относиться к кровати.

То есть она не спала на кровати, на стуле хотела спать. С боем мыли ее: был визг, крик. У меня было ощущение, но я, конечно, не ставлю диагнозы, а говорю о своем впечатлении: она смотрит на нас, как на зоопарк.

Она столько людей, наверное, не видела, очень хочет понравиться, сделать так, как мы просим. Но не всегда понимает, — поделилась с «Известиями» Анна Кузнецова, — Она не терпит, когда она остается одна.

К сожалению, речи пока нет, есть отдельные слоги, которые она выкрикивает, когда что-то не нравится. Но когда ей принесли тапочки, она сказала: «Тапочки». Кушает хорошо сама, учить ее не надо».

В обязанности органов опеки не входит поквартирный обход всех семей с детьми, отмечает начальник отдела по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав города Москвы Юрий Котов. Визит инспектора может быть связан с жалобами соседей, родственников, учителей или работников дошкольных учреждений.

«У опеки нет обязанности ходить поквартирно. Более того, учитывая ситуацию с органами опеки в целом, люди воспринимают в штыки визит проверяющего сотрудника или внимание к той или иной семье.

Еще шесть лет назад разработали регламент по раннему выявлению семейного неблагополучия, прописали возможные случаи, как предвосхитить подобные ситуации. Если не платит родитель за квартиру, то органы опеки должны обратить внимание на ситуацию.

Не отбирать детей, а выяснить причину: пропивают ли они деньги или у них бедственное положение. Проигнорировать такую ситуацию — верх некомпетентности», — уточнил Котов в беседе с «Известиями».

Время экспериментов над детьми

Практикующие юристы и правоохранители склоняются к тому, что проблема была всегда, но сегодня ей уделяется пристальное внимание из-за развития медиа — доступ к информации возрос кратно.

Те ужасы, о которых знали только участковый, адвокат, следователь и круг заинтересованных в деле лиц, сегодня мусолят в соцсетях и на федеральных каналах.

И тем не менее на отношение к родным детям значительно влияет современность.

«По моим наблюдениям, сегодняшние проблемные родители, в частности нерадивые матери, — это, в свою очередь, дети тех, кто в 1990-х пытался прокормить семью, пропадал на работе. С одной стороны, за это их грех обвинять, а с другой — мы получили целое поколение неподготовленных мам и пап.

Инфантильные родители без четких пониманий о семье и материнстве то и дело попадают в скандальные новости», — сказал «Известиям» адвокат Евгений Корчаго.

В прошлом он служил в должности участкового уполномоченного в одном из райотделов столицы, где ему приходилось изымать детей из неблагополучных семей.

«Многие родители искренне считают, что, родив ребенка, они получают над ним полное право распоряжения. Отсюда, на мой взгляд, странные решения с питанием малолетнего, его внешним видом, именем.

Этим же в некоторых случаях продиктованы и такие значимые вещи, как выбор будущего для ребенка, отказ от общеобязательных прививок. По принципу «как хочу, так и кручу».

Особенные с точки зрения мировосприятия родители подвергают детей еще более опасным экспериментам — исключают детей из социума на почве религиозных убеждений. Другие считают возможным превращать квартиру, где живет ребенок, в проходной двор для трудовых мигрантов.

Распространенными сегодня стали ситуации, когда одни родственники инициируют лишение родительских прав других своих родных, чтобы извлечь ребенка из социально опасной среды», — говорит Корчаго.

Бессознательное зло

Корни проблемы, если исходить из западного психоаналитического опыта, находятся в раннем детстве тех самых нерадивых матерей.

«Психику до трех лет формирует только мать. Об этом говорит психоаналитическая теория.

Только потом появляется отец, который отвечает за формирование совести и психически разделяет мать и ребенка», — объясняет важность присутствия матери в жизни человека в беседе с «Известиями психотерапевт, девиантолог и президент благотворительного фонда «Шанс» Гелена Иванова.

Через специалиста прошли сотни трудных подростков, многие из которых совершили тяжкие преступления. Гелена Иванова считает, что основы агрессивного поведения закладываются в раннем детстве.

«Девиантное материнство — это прежде всего когда нарушается родительская стадия, эти женщины не могут быть хорошими мамами. Как правило, это сценарии — такое поведение передается от матери к дочери и так далее», — говорит психотерапевт. Но выход из этого круга есть, считает эксперт.

«С детьми-то можно работать. Мы можем исправить их сценарий, и они станут хорошими родителями», — говорит Иванова. Выздоровление может принести психоаналитическая терапия (психодинамический подход) — два года раз в неделю пациент должен беседовать со специалистом. Новая идентификация и даже эмпатия (чувство сострадания.

— «Известия») формируется с помощью такой терапии. Разумеется, этим должны заниматься квалифицированные люди», — считает девиантолог. Она подчеркнула, что сегодня в России такие специалисты практически отсутствуют. Тем более нет их в системе органов опеки.

Без решения этой кадровой проблемы бороться с последствиями агрессии несовершеннолетних и девиантным материнством, по сути, бессмысленно.

«У нас один метод — психбольница. Например, ребенок убежал из дома — его сразу в психбольницу. У меня были пациенты, которых по семь раз клали в стационар. Это катастрофа, на мой взгляд», — говорит Иванова.

«Если брать случай с ребенком в Москве, я думаю, что у матери была послеродовая депрессия. Она в свое время оказалась одна с грудным ребенком, без работы — пик депрессии.

Как она выживала? Не исключено, что эта депрессия приняла психотическую форму. Она, конечно, удовлетворяла потребность в еде, приносила откуда-то воду. Но ей нужна была помощь…

Возможно, она бы и сама обратилась за ней, но как работает наша система — изъять ребенка и всё. Женщины этого боятся», — говорит психотерапевт.

Иванова обратила внимание, что соседи систематически на протяжении длительного времени видели, как она стирает вещи в Москве-реке. «Как можно было отключить у нее дома воду? А ведь никто не забил тревогу. Это же равнодушие», — говорит девиантолог.

Асоциальные привычки, приверженность к каким-либо субкультурам, влияние соцсетей на человека — это лишь дополнительные триггеры, оказывающие воздействие на поведение, отклоняющееся от норм. Фундамент угрозы закладывается в самом детстве.

«Есть стереотип, что алкоголичка — плохая мать. Но это неправда. Есть пьющие матери, которые очень любят своих детей. А есть обеспеченные образованные женщины, но в плане привязанности к детям — мертвые. На их фоне пьющие матери, которым удается комбинировать свое пагубное пристрастие с заботой о детях, смотрятся выигрышно», — привела пример Гелена Иванова.

Источник: https://iz.ru/856373/ivan-petrov-anastasiia-chepovskaia/instinkt-razlozheniia-chto-zastavliaet-materei-byt-zhestokimi

Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?

Жестокость стала обыденным делом

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм.

«Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию.

Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных).

При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями.

Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста.

Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые.

Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт.

Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга.

На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки.

Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых.

Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных.

Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков.

Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку.

Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика.

Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Источник: https://ponervam.ru/detskaya-zhestokost.html

Выступление

Жестокость стала обыденным делом

«Дети и жестокость»

Учитель истории и обществознания Камышова Е.Н.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди,

попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо –

увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого»

М.Горький

Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.

В наш общий мир, в наш общий домВошли жестокость и усталость.И я жалею лишь о том,Что к сущему исчезла жалость.Мы разучились отличатьДобро от зла и тьму от света.И, покорив себе людей,Жестокость празднует смотрины,Наотмашь бьет врагов, друзей,Сердца, и лица, и витрины.И нам как- будто не виднаВсей этой жизни однобокость,Поскольку в душах лишь одна

Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.

Жестокость (др.-рус. – суровость) – нравственное качество личности, характеризующее излишне строгое, суровое и даже агрессивно-разрушительное отношение к людям и животным.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – 2000

Жестокость — особенность поведения и черта характера человека, проявляющаяся в его недобром отношении к людям и животным. Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость…

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – 2005

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга — систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз.

И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено.

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась. Хотя, в современном обществе, из-за

влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в

отношениях со своими сверстниками, как правило, изгоями в подростковой социальной группе.

Можно перечислить много причин жестокости, но все – таки надо начать с себя, не мы ли, взрослые, взращиваем в наших детях жестокость?

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу?

Делить беду. Придумал тоже.

Сам разбирайся! Не мне же больно.

С меня своих проблем довольно.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Детские психологи выявили целый ряд причин, согласно которым ребенок, который всегда был добрым, ласковым и покладистым внезапно начинал проявлять себя бездушным и агрессивным.

В чем же кроются причины такого поведения ребенка?
Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

https://www.youtube.com/watch?v=WqRJ_o2F2zk

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались.

Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих

«Смелость» подростков прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить

кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер, который покажет пример и спровоцирует остальных (в группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).
Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правилам  психологической, социальной игры, ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры…

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то подростку не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию. В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Можно отметить еще одну особенность, дети чаще всего выплескивают агрессию и злость на животных.

Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения и, получив от папы или мамы ремня, он как бы в отместку немного тискает животное, ребенок хочет показать над слабым существом, что он сильный как папа. Насилие снимает часть внутренней боли ребенка.

В 85% детской жестокости к животным виноваты родители. И стоит понимать, что детские шалости могут перерасти в преступность. Помните, что животные это наши братья меньшие и обижать их нельзя.

Любите своих детей и не допускайте детской жестокости к животным, контролируйте свое поведение и не забывайте, что не бывает детской жестокости как особенности возраста.

Обобщая вышесказанное перечислим причины жестокости среди детей:

  1. Родительская агрессия по отношению к ребенку;

  2. Жестокость в семье между взрослыми;

  3. Гиперопека ребенка и вседозволенность;

  4. Издевательства над ребенком со стороны других членов семьи.

Как видите, все опять же упирается в семейные отношения, как ни крути, а все идет с семьи и с семейных отношений.

Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.

Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети».

Как привить ребенку доброту? Чтобы не ставить перед собой такой вопрос, не допускайте жестокости.

  •  С детства проводите грань между добром и злом. В этом отлично помогают сказки и истории из жизни.
  • Любовь к животным. Именно любовь к братьям нашим меньшим помогает развить доброту. Если малыш будет заботиться о животных, то и к людям он будет относиться по-доброму.
  • Непременно хвалите чадо за все добрые дела. Малыш покормил кошку? Скажите ему о том, как хорошо он сделал. Поощряйте добрые поступки.
  • Личный пример. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос добрым, показывайте ему свой пример. Проявляйте доброту и забудьте о жестокости.
  • Доброта формируется у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки и гнезда для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа, заботиться о них.
  • Проводите семейный отдых на природе, в местах развлечения, ходите на фильмы. Чем больше свободного времени будет задействовано на благие дела, тем меньше останется на пакости.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

• С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

• Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

• Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

• В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

• Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

• Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

• Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

• Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

• Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

• Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

• Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

• Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

• Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей — научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-deti-i-zhestokost-3183044.html

Почему родители проявляют жестокость к своим детям и что можно сделать в таких случаях

Жестокость стала обыденным делом

09.06.2019

Проблема детской жестокости – это не редкость. Зачастую дети, начинающие взрослеть, ведут себя по отношению к сверстникам или животным жестоко. Детские психологи выявили целый ряд причин, согласно которым ребенок, который всегда был добрым, ласковым и покладистым внезапно начинал проявлять себя бездушным и агрессивным. В чем же кроются причины такого поведения ребенка?

Детская жестокость к сверстникам

Дети действительно жестоки по отношению к сверстникам. Обычно такое поведение возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте (6 – 10 лет). В этом периоде происходит становление ребенка как личности и проявляется его характер. Причины агрессии ребенка в таком возрасте следующие:

  1. Ребенок еще плохо дифференцирует добро и зло. Дети дошкольного возраста учатся адаптироваться в социуме постепенно. Они имеют малый жизненный опыт, позволяющий отличить плохое от хорошего. Важно активно контактировать с ребенком, обсуждать каждый случай, в котором было замечено его жестокое поведение.
  2. Ребенок перенимает неудачную модель поведения в семье. Если в семье нередки ссоры и скандалы, нецензурная ругань, агрессия по отношению к членам семьи, на подсознание ребенка это откладывает отпечаток. И в ситуации, имеющей сходство с жизненной, он может повести себя аналогично.
  3. Жестокость по отношению к ребенку. Частые наказания за малейшую провинность, побои и прочие проявления жестокости взрослых по отношению к ребенку могут спровоцировать у него формирование аналогичного поведения к сверстникам. При малейших намеках на насильственное поведение по отношению к ребенку в семье необходимо обратиться в органы опеки.
  4. Плохой контроль над эмоциями. Дети плохо контролируют свои эмоции. Вспышки агрессии иногда проявляются и у взрослых людей. Не каждый взрослый, и тем более ребенок, способны одинаково хорошо сдерживать порывы гнева и не выплескивать его на окружающих.
  5. У детей выражена экспрессивная форма порицания человеческих недостатков (физических и психологических). Это опять же связано с малым жизненным опытом и невозможностью мириться с тем, что рядом с основной массой «нормальных» (по мнению ребенка) детей находится дефективный (хромой, косой, с заячьей губой, очкарик, неряха, копуша и т.д.).
  6. Пропаганда насилия в средствах массовой информации (телевидение, интернет). Современные дети проводят массу времени за просмотром телевизора и ковыряясь в интернете. Даже обычные новостные ролики полны завуалированных сцен насилия. Дети узнают о том, что кто-то кого-то избил, изнасиловал, издевался над животным и т.д. Кстати, современное кино (боевики, фильмы ужасов) тоже полны негативной информации, не нужной для гармоничного развития ребенка-дошкольника.
  7. Ребенок хочет обратить на себя внимание. Если воспитанием ребенка в семье практически никто не занимается и его воспитывает улица, он учится плохому поведению у своих сверстников. Агрессивным поведением ребенок хочет привлечь внимание, получить необходимую ему порцию любви и нежности, в которой нуждаются дети этого возраста.

Детская жестокость к животным

Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:

  1. Отсутствие сострадания к братьям меньшим. Сострадание как положительное качество в человеке формируется не за один год жизни. Дети не всегда жалеют тех, кто меньше их потому, что подсознательно видят их как слабых особей. В этом заложено одно из основных правил естественного отбора – «выживает сильнейший».
  2. Любопытство. Детям интересно, как поведет себя животное в ситуации, для него не стандартной. Именно поэтому они привязывают консервные банки к лапам собак и кошек и заставляют их бегать, бросают несчастных животных в воду. Причем на мучения животных они чаще всего реагируют хладнокровно, как наблюдатели.
  3. Ревность по отношению к сверстнику. Если у ребенка есть друг или подруга, которые уделяют слишком много времени своему домашнему любимцу, ребенок может ревновать и подсознательно вести себя жестоко по отношению к другим животным. Таким образом ребенок «мстит» за невнимание своего друга по отношению к нему.

Детская жестокость: как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.

Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту.

Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д.

Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?

Агрессивные и жестокие дети, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей.

Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органами.

Такие люди ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное. Современный социум не терпит этого, конфликты никому не нужны, а значит, положительные качества в человеке необходимо воспитывать с самого детства.

Посмотрите видео по теме:

Источник:

Как справиться с детской жестокостью?

Как понять жестокий ребенок или нет?

Как справиться с детской жестокостью

Каждый родитель желает вырастить ребенка и им гордиться. Чтобы в нем было как можно больше положительных, и как можно меньше отрицательных качеств. Родители могут столкнуться с определенными трудностями и препятствиями на протяжении этого процесса.

Как понять жестокий ребенок или нет?

Сейчас детская агрессия мало кого удивит. Никто не удивляется, когда из уст еще ребенка можно услышать оскорбительные и обидные слова, которые могут ранить и сердце, и душу. Хотя, зачастую, родители к безвинным детским проделкам относятся терпеливо и нестрого.

Когда же начинать бить тревогу? Если ребенок мучает животных, рисует озлобленные картинки, сочиняет неприятные истории, шутит злобно, презирает окружающих, пытается сделать им больно, обижает других детей, то здесь явные симптомы детской жестокости.

Причины такого поведения могут быть разные и их надо выяснить.

Причины жестокости у детей:

— пример родителей, старшего брата или сестры;

— любопытство и непонимание;

— комплекс неполноценности;

— информационный век.

Как справиться с детской жестокостью

Одна из главных причин – пример родителей. Одним из лучших способов решить проблему, это вести себя показательно. Наблюдая за родителями, ребенок будет действовать по образу и подобию, так что взрослые, а также старшие братья и сестры должны следить за своим поведением и вести себя эталонно.

Поступки старшего ребенка могут существенно формировать поведение младшего, если он является для малыша предметом для подражания. Когда тот в свою очередь ведет себя жестоко, то и младший будет копировать его поступки.

Ребенку нужно давать право выбора и учиться на своих ошибках, не подавлять своей родительской властью, а просто поговорить и обсудить решение того или иного желания ребенка. Физическое насилие не должно присутствовать в семье.

Причинами такое поведения могут быть любопытство и непонимание. Большинство детей еще не понимают, что кому-то может быть больно и неосознанно проявляют свою жестокость, например, тянет кота за хвост или уши. И даже если ему по 100 раз в день говорить, что животное испытывает боль, от этого ничего не изменится.

Свои действия он расценивает как игру, обычное баловство. Или же ему любопытно, что будет, если потянуть его за усы. При таких обстоятельствах стоит объяснить ребенку, что значит доброта и сочувствие, а также то, что может ощущать животное и какой исход может быть при таких его поступках.

Ведь у маленьких детей может просто возник исследовательский интерес.

Зачастую ребенок хочет себя чувствовать более сильным и значимым. Когда он видит, что к его мнению не прислушиваются, у него порождается комплекс неполноценности. Здесь же он задается вопросом: на что я могу повлиять и за счет чего самоутвердиться? Отсюда дети и затевают драку с менее сильным противником и обижают меньших детей, чувствуя свою значимость и превосходство.

А ведь родителям в такой момент надо услышать ребенка и помочь ему самореализоваться – направить ребенка в ту деятельность, где он конкурентоспособен, учитывая его интересы. Помогать ему побеждать в играх, в спорах, в соревнованиях. На данном этапе взросления ребенку важно чувствовать себя победителем.

И никогда не смеяться над его даже маленькими победами, не преуменьшать их, хвалить его.

Сейчас, почти в каждой семье есть телевизор, компьютером, интернет и дети в состоянии найти любую информацию, смотреть любой фильм и передачу, где так часто наблюдается жестокость. А дети же, как губки, они впитывают все.

Наша медиасреда играет немаловажную роль, ведь всегда можно усадить ребенка ха компьютер и заниматься своими делами. В таких случаях нужно объяснять, что из просмотренного хорошо, а что плохо и повторять неразумно.

Также телевидение на ночь можно заменить, читая занимательные сказки, обсуждать поступки героев.

В жестокости детей виновны родители?

Естественно, что изначально дети не рождаются жестокими. Они ее накапливают после. Люди сами по себе жестокие, это залаживается веками эволюции. Чтобы выжить, сохранить свой вид. Конечно же спустя века, люди научились контролировать свои эмоции и инстинкты.

Зачастую жестокость у детей проявляется из-за неправильного воспитания, физических наказаниий, ущемления прав ребенка. Родителям детей нужно делать акцент сразу же на агрессивные действия ребенка, чтобы он понял, за что его ругают.

Так же не надо оставлять его без похвалы, когда он ее заслужил, справляясь со своей агрессией. Идеальными родителями быть невозможно! Ведь у взрослых тоже есть собственные душевные травмы, не исполнившиеся желания.

Важно не отчаиваться, а находить ошибки и пути к их исправлению. Но к этой цели надо стремиться.

Общие рекомендации.

Публикация: 2017-04-09 10:51:53

Источник:

Причины детской жестокости. Как не дать ребенку вырасти жестоким

Нередко родители воспитывают ребенка, уча постоять за себя, быть сильным и выносливым. Особенно это относится к отцам, лишающих детей любви и ласки, опасаясь за что, что сын может вырасти со слабыми и женственными чертами характера. А каждую победу ребенка расценивают, как проявление мужественности и твердости характера.

К чему может привести воспитание, лишенное родительской любви

Дети впитывают в себя отрицательные качества гораздо быстрее, нежели положительные и вырастают порой слишком жестокими.

В любом классе, детском саду или во дворе всегда найдется ребенок, который организует группу себе подобных, они выискивают физически слабых и не умеющих за себя постоять детей, а потом постоянно их терроризируют.

Источник: https://ladyclub96.ru/drugoe/pochemu-roditeli-proyavlyayut-zhestokost-k-svoim-detyam-i-chto-mozhno-sdelat-v-takih-sluchayah.html

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: