Закрепитель в фотографии

Руководство: Домашняя фотолаборатория

Закрепитель в фотографии

От переводчика: Это четвертая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие три:

Требуется много амбиций, интереса и любопытства, чтобы решиться обратиться к традиционным основам фотографии и заняться ручной фотопечатью и обработкой. Однако, я нахожу это крайне полезным в связи с моими исследованиями различных средств самовыражения.

В этом уроке я расскажу в общих чертах о том, что необходимо для создания своей собственной черно-белой фотолаборатории.

Источник фотографии – сайт eHow

Введение

Ручная обработка очень капризна в том смысле, что каждая мелочь может иметь решающее влияние на получаемое изображение. Все переменные (температура воды, длительность экспозиции и т.п.) необходимо принимать в расчет при создании фотографии поскольку малейшее изменение этих элементов может привести к совершенно иным результатам (иногда полезным, но иногда и вредным).

В этом уроке я расскажу о создании собственной черно-белой фотолаборатории. Имейте в виду, что всё, о чём я буду говорить, относится только к черно-белому процессу, а не к цветному поскольку цветной имеет слишком много отличий и особенностей.

Процесс

То, что происходит в фотолаборатории можно разделить на 2 фазы: экспонирование и обработка.

Во время экспонирования вы переводите ваши изображения на бумагу в основном с использованием света, «прожигающего» детали изображения на листе фотобумаги.

Однако, после того как фотобумага будет экспонирована, детали все еще остаются невидимыми для невооруженного взгляда и для их обнаружения существует второй этап – обработка.

Отпечаток появляется в результате ряда химических реакций, а фаза обработки служит для того, чтобы эти реакции запустить и контролировать. Можете представить это себе как сборочный конвейер, на остановках которого происходят отдельные операции по созданию фотографии.

Черно-белый процесс делится на 4 стадии.

Отпечаток должен пройти через проявитель (чтобы появились детали изображения), стоп-ванну (чтобы остановить работу проявителя), закрепитель (чтобы окончательно «зафиксировать» изображение в его текущем состоянии) и, наконец, промывку в воде (чтобы удалить последние остатки химических веществ, способных в будущем изменить ваше изображение). Не волнуйтесь если вы не всё поняли – я расскажу о каждом из процессов подробнее дальше по ходу урока.

Обустройство фотолаборатории

Создать свою собственную фотолабораторию не так уж и сложно. Комната должна быть светонепроницаемой, поскольку неэкспонированные фотобумага и пленка чувствительны к свету. И если они подвергнутся даже кратковременному воздействию света – ваши изображения будут испорчены или сильно повреждены.

Чтобы убедиться в том, что ваша комната защищена от света – закройте дверь и выключите свет, а затем проверьте, нет ли каких-либо, даже самых слабых признаков проникающего в комнату света. Если они есть – используйте полотенце, черную пленку или клейкую ленту чтобы блокировать проникающий свет.

Свободный доступ к проточной воде необходим для приготовления растворов реактивов и промывки отпечатков. Вам придется периодически менять вашу промывочную воду, чтобы избежать загрязнения отпечатков или химических растворов, поскольку фиксаж, попадающий в последнюю кювету может концентрироваться там настолько, что это станет губительным для только что обработанных изображений.

Оборудование, необходимое для вашей фотолаборатории:

Кюветы

Их размер зависит от размеров отпечатков, которые вы собираетесь печатать. И вам потребуется как минимум 4 фотокюветы. В каждой кювете будет находиться свой раствор, необходимый в процессе обработки отпечатка.

Фотофонарь

Фотофонарь используется в фотолаборатории при работе с неэскпонированными или необработанными фотоматериалами. Он дает коричневое или темно-красное освещение, так что вы сможете что-то видеть во время работы.

Если вы новичок, вашим глазам может потребоваться немного времени чтобы приспособиться. Красную лампу в принципе можно установить в любой светильник и разместить в любом легкодоступном месте.

Фотопинцеты

Третье, что вам понадобится – это 4 щипцов или пинцетов – для каждой кюветы, чтобы иметь возможность переворачивать отпечатки и перекладывать их из кюветы в кювету.  Следует избегать контакта реактивов с вашей кожей, чтобы защитить себя от проблем со здоровьем.

Фотоувеличитель

Наконец, вам потребуется приобрести фотоувеличитель.

Это устройство используется для создания увеличенных изображений с ваших негативов, которые проецируются в нужном вам размере на фотобумагу. Если у вас есть возможность приобрести увеличитель по доступной цене – не упускайте её.

Если нет – это не конец света. Иметь свой увеличитель – это плюс, но можно и без него экспонировать и создавать отпечатки.

Остается возможность создания визуально привлекательных изображений без увеличителя (имеются в виду разные варианты контактной печати).

Реактивы, которые вам понадобятся – это чёрно-белый проявитель для бумаги, стоп-ванна и фиксаж.

Источники фотографий  First Call Photographic, niobo, и HARMAN express

Проявитель ответственен за проявление изображения на экспонированной фотобумаге. Во время проявления вы можете наблюдать, как изображение медленно проступает на пустом листе фотобумаги. Это довольно-таки завораживающее зрелище.

Стоп-ванна отвечает за остановку процесса проявления. Если проявление будет продолжаться слишком долго – изображение станет слишком темным вплоть до совсем черного, так что необходимо остановить процесс проявления и промыть отпечаток от проявителя.

Есть несколько вариантов стоп-ванны. Один из вариантов – покупка уксусной кислоты, которая является высококонцентрированным вариантом обычного уксуса.

Источник фотографии – John Penny Restoration Ltd

Наиболее дешевым вариантом будет покупка бутылки уксусной эссенции в бакалее. Смесь примерно 1/8 чашки (от переводчика: американская чашка соответствует 0,237 л, а конечная цель смешивания – получить 2% уксус) этого уксуса с примерно 950 мл воды можно использовать в качестве стоп-ванны.

Источник фотографии – eHow.

Как вариант – вы можете приобрести готовую бутылку стоп-ванны. Как правило – это недорого.

Наконец, фиксаж, который имеет важное значение в процессе обработки, так как «фиксирует» изображение в его конечном виде, позволяя фотографии находиться на свету как готовый продукт.

Если фотография будет использоваться без фиксажа, даже после проявителя и стоп-ванны, изображение может затуманиваться или стать полностью черным. Фиксаж можно приобрести в любом специализированном фотомагазине.

Внимательно читайте инструкцию по разведению и использованию фиксажа на этикетке.

Заведите себе три большие стеклянные банки для хранения готовых фото-растворов после завершения печати поскольку они могут быть сохранены и использованы повторно еще несколько раз.

И последнее что понадобится – чёрно-белая фотобумага, которую также можно приобрести в специализированных фотомагазинах или онлайн-магазинах.

Источник – Ilford Photo

Она поставляется различных размеров и марок. Также вы можете приобрести специальную тонированную бумагу для получения эффекта сепии при печати (старомодно выглядящие фотоснимки с коричневатым или желтоватым оттенком).

Не забудьте подписать кюветы и пинцеты в соответствии с тем, для каких растворов они используются если вы не хотите загрязнить ваши растворы или бумагу.

Если произойдет загрязнение – на ваших отпечатках могут появиться коричневые или желтые пятна, наподобие этих:

Это не только неприятно выглядит, но и ухудшает сохранность отпечатков. Кюветы следует разместить в следующем порядке: проявитель, стоп-ванна, закрепитель и промывка. Некоторые предпочитают использовать пять кювет либо со второй стоп-ванной, либо со вторым фиксажем. Это вопрос личных предпочтений и не принципиально.

Покупка оборудования

Большинство, если не всё необходимое для фотолаборатории оборудование, может быть найдено в специализированных фотомагазинах.  Однако с тех пор, как цифровая фотография захватила мир, может показаться несколько сложным найти то, что вам нужно.

Я всегда прибегаю к возможности взаимопомощи, использую EBay и газеты с объявлениями. Вы будете удивлены тому, сколько людей готовы, практически бесплатно, отдать свое оборудование.  Что касается фотохимии и фотобумаги – в фотомагазинах найдется то, что вы ищите.

Для смешивания растворов вам понадобятся две воронки (одна с пометкой для проявителя, другая – для фиксажа), бутыль для воды с размеченными рисками объема на ней (её следует использовать только для воды) и три измерительных мензурки для отмеривания реактивов.

Их лучше иметь больших объемов вплоть до литра.

Наконец, вам потребуется таймер чтобы вы могли отмерять время на обработку каждого отпечатка в каждой кювете. Теперь вы хорошо экипированы!

Размещение оборудования

Если вам, как и мне повезет превратить вашу тесную ванную комнату в полноценную фотолабораторию – вы можете разместиться в ней. В противном случае, подойдет любое просторное помещение. Держите необработанные фотоматериалы в сухом месте, достаточно далеко от фотохимии. Красный фонарь должен располагаться в сухом легкодоступном месте. Тоже относится и к увеличителю.

Основные проблемы и трудности

Если вы не можете найти комнату с проточной водой, не расстраивайтесь. Доступ к проточной воде где-нибудь поблизости от лаборатории – достаточное условие для успешного продолжения ваших печатных начинаний.

Помните о необходимости периодически менять воду в промывочной кювете и всегда мойте руки после контакта с фотохимией. Это не только предотвратит появление пятен от химического загрязнения на отпечатках, но и обезопасит вас от возможных проблем со здоровьем. Держите всё в чистоте и сухости насколько это возможно, тщательно мойте кюветы и пинцеты после каждой печатной сессии.

Экспериментируйте, получайте удовольствие и вскоре вы определите свои собственные ритм и порядок в работе фотолаборатории. Вас это быстро захватит!

Deborah Kanfer

Сортировать: Новые Комментируемые Просматриваемые

Мы все привыкли к регулярному техосмотру своих автомобилей, но обслуживание камеры часто откладывается на неопределенный срок или вообще забывается. Обычно мы начинаем…

Читать дальше →

03/02/2020. Основы — Фотооборудование. Перевод: Алексей Шаповал

3 667

0

Я подозреваю, что у многих фотографов внутри есть грызущее чувство вины из-за того, что они используют штатив не так часто, как им хотелось бы. Несмотря на то, что выдающиеся…

Источник: https://photo-monster.ru/books/read/rukovodstvo-domashnyaya-fotolaboratoriya.html

Введение в аналоговую фотографию. Часть 5. Хочу всё сам!

Закрепитель в фотографии

Основной бонус от занятий пленочной фотографией заключается в том, что всё можно делать самому. Когда ты сам снимаешь, проявляешь, сканируешь, и сам печатаешь фотографии, то испытываешь огромное удовольствие.

Однако фотография, как и любое другое ремесло, требует не только опыта от фотографа, но и правильно подобранного оборудования. Поскольку весь цикл статей ориентирован на начинающих любителей аналоговой фотографии, то я не стану сильно углубляться в процессы, а наоборот.

Основная задача – дать вам советы относительно доступного оборудования для легкого старта.

Стартовый набор для проявки черно-белых фотопленок

Проявка фотопленки. С чего начать

Если вы внимательно читали весь цикл “введений в аналоговую фотографию”, то помните, что черно-белые фотопленки проявляются по процессу D-76, цветные негативные фотопленки проявляются по C-41 процессу.

Оборудование для проявки цветной и черно-белой фотопленок одинаковое. Разница в химии и режимах проявки.

Я рекомендую покупать всё для занятий фотографией в магазинах Творческая Лаборатория Среда, Фотосейл и Фотоаптека.

Что нужно для проявки фотоплёнки

  • фотобачок
  • термометр
  • перчатки хлопковые
  • зажимы для фотопленки
  • литровая мерная посуда
  • таймер для проявки

Фотобачок можно купить, как советский, так и заграничный. Первый доступный, а второй качественнее и с ним просто приятнее работать. Известные производители фотооборудования фирмы AP, Paterson, Kaiser. Термометр нужен для контроля температуры воды. Хлопковые перчатки нужны, чтобы не оставлять жирных следов на плёнках.

Зажимы используют при финальной сушке после промывки. Литровая мерная посуда применяется для точного измерения количества проявителя, фиксажа. Таймер потребуется для измерения времени проявки, фиксирования, промывки. Начинать самостоятельную проявку я рекомендую с черно-белых фотопленок с проявителем D-76. Время проявления вы можете взять с сайта digitaltruth.

com/devchart выбрав из списка проявитель и фотопленку.

Проявители из Фотоаптеки на полке ф

Из химии для проявки черно-белой фотопленки нам понадобится

  • проявитель D-76 для черно-белой фотопленки
  • фиксаж для черно-белой фотопленки (типа ФК-2 Славич)
  • смачиватель (Kodak Photo-Flo идеально)
  • дисцилированная вода

Наборы для проявки цветной пленки по C-41 и ECN-2

Для проявки цветной негативной фото и кинопленки достаточно будет докупить соответствующие наборы по процессам C-41 и ECN-II. Они уже включают в себя всё необходимое из химии. Лабораторная посуда, как писал ранее, универсальна.

К проявке цветных пленок я рекомендую приступать после приобретения уверенности в своих силах. Стартовые наборы для проявки черно-белой, цветной фотопленок, смачиватели и прочие расходники есть в продаже во всех крупных магазинах.

Например в Творческой Лаборатории Среда.

Сканирование готовых отпечатков на сканере Epson 10000XL

Сканирование фотопленок

На тему сканеров в интернете сломано очень много копий. Сама суть сканирования заключается в подсветке наших негативов с одной стороны и фотофиксации изображения с другой. Я начинал с простого планшетного сканера Epson V330.

Сейчас у меня стоит HP Scanjet 4890 и Nikon Coolscan IV. HP Scanjet 4890 я использую для “контактов” поскольку он позволяет отсканировать почти всю резанную плёнку целиком, а уже после первичного отбора эстафету принимает Nikon Coolscan IV для получения более высокого качества.

Процесс сканирования это борьба между качеством и скоростью. Если я буду сканировать всё на Nikon в высоком качестве, то на одну плёнку у меня уйдет несколько часов. Черновой же прогон на сканере HP занимает не больше 5 минут.

Поскольку обычно я проявляю не одну и не две пленки, то совмещая эти два сканера я экономлю время и силы.

Epson Perfection V550 и Qpix

Здесь и сейчас я не стану советовать вам дорогие сканеры. Ограничимся двумя начальными моделями. Первый это Qpix 22mpx film scanner из поднебесной. Основным достоинством данного сканера, помимо его доступности, является возможность сканирования нерезанной узкой пленки целиком.

В комплекте к сканеру идут адаптеры для сканирования слайдов в рамках, а также пленок форматов Super 8, 110 и 126. Сканер Qpix мал, может работать автономно без компьютера и записывать файлы на SD карту. Его качества вполне хватит для публикации в интернете и печати фотографий размером 18х24.

Если вы хотите сканировать в более высоком качестве и с большим количеством ручных настроек, то посмотрите на Epson Perfection V550. Стоит он в 3 раза дороже Qpix, но позволяет выжать качественные 2000х3000 точек с узкой пленки. Это разрешение дает возможность напечатать снимок 24х30 без потерь в детализации.

Не лишним будет возможность сканирования широкой 120 фотопленки, если вы планируете на неё снимать в будущем. Для работы с Epson Perfection V550 и другими сканерами я рекомендую установить программу Vuescan.

Насадка для пересъемки слайдов ES-1

Если у вас в арсенале есть цифровой фотоаппарат, то вместо покупки сканера вы можете попробовать самостоятельно переснять ваши негативы.

Мне пришлось и самому прибегнуть к такому решению, когда встал вопрос по оцифровке фотографий из серии “Тверская”. Дело в том, что для сканирования панорам с широкой плёнки никаких устройств у меня не было, но был на руках планшет и фотоаппарат Fujifilm XT-1.

Я заперся в тёмной комнате, скачал на планшет программу LightBox и через штатив под прямым к снимкам углом осуществил пересъемку. Для публикации в сети получилось более чем хорошо.

Желающие углубиться в этом направлении могут пройти по ссылке, где мой друг Дмитрий Новак делится своим опытом. Из выпускаемых готовых решений мне известна лишь насадка для пересъемки слайдов ES-1 от Nikon.

Котик и фотоувеличитель Durst

Печать фотографий

В последнее время вместо сканирования я всё больше предпочитаю печать фотографий в темной комнате на увеличителе, чтобы затем отсканировать отпечатки на обычном сканере.

Печать черно-белых фотографий в темной комнате приносит много удовольствия и делает весь цикл занятий аналоговой фотографией завершенным. Однако, позволить себе её может далеко не каждый. Темная комната требует постоянного помещения и воды.

В противном случае это не печать, а борьба за неё, которая быстро надоест. Но главное далеко не все хотят заниматься исключительно черно-белой пленочной фотографией. Как же быть в этом случае?

Принтеры Canon Selphy 1300 слева и Canon PIXMA TS8140 справа

Принтер – первое и самое правильное, что приходит на ум. Таковым может стать Canon Selphy 1300. Как и сканер Qpix этот принтер представляет собой независимый девайс, который может печатать снимки через Wi-Fi или с карты памяти.

С него очень достойно смотрятся не только цветные, но и черно-белые снимки, что очень важно. Дело в том, что для печати черно-белых фотографий используются цветные чернила, что приводит к появлению цветного тонирования в случае недорогих решений или при использовании не оригинальных расходных материалов.

Максимальный размер снимков с Canon Selphy 1300  составляет 10х15. Их приятно дарить, удобно смотреть.

Если вы хотите печатать фотографии большего размера, то можно либо отдать их на печать в фотолабораторию, либо приобрести полноценный принтер Canon PIXMA TS8140. В свое время мне удалось плотно попечатать на принтерах Canon после чего я стал их поклонником.

Модель Canon PIXMA TS8140 позволит печатать снимки архивного качества размером до 24×30. Благодаря Wi-Fi, Bluetooth и слоту для карты памяти он автономен. Шесть раздельных картриджей обеспечивают яркие краски, богатые полутона и почти нейтральные черно-белые фотографии.

 Однако, всё это актуально при использовании оригинальных расходников Canon, что влетает в копеечку.

Под конец буквально пара слов про хранение пленок и отпечатков. Храните ваши фотопленки порезанными в принт-файлах. Их выпускают фирмы Kenro и Printfile. Отпечатки хранятся в недоступном для света месте в коробках или альбомах. Так они дольше сохранят свои краски и останутся ровными.

Надеюсь, после этого материала у вас в голове прояснились некоторые моменты. Даже если вопросов больше, чем ответов стоит помнить, что занятие фотографией это прежде всего удовольствие от процесса, а не борьба с техникой.

Сперва это будет удовольствие от процесса познания чего-то нового, потом удовольствие от применения приобретенного опыта. Будут и разочарования, куда без них? На ошибках учаться. Зацикливаться на них не стоит, как и жалеть о потраченных иногда впустую средствах.

Это всё часть нашего хобби. Удачи в новом увлечении!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a469b27fd96b1385f1dd43c/vvedenie-v-analogovuiu-fotografiiu-chast-5-hochu-vse-sam-5b30effa5230a200a97f1daf

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: