- Секреты портативного освещения: закон обратных квадратов
- Идея
- Применяем на практике
- Заключение
- Работа со светом – закон обратных квадратов
- Концепция
- Практика
- Экспонирование
- Освещение одного объекта
- Освещение нескольких объектов
- Освещение фона
- Вывод
- Закон обратных квадратов
- Объяснение концепции
- Практическое применение
- Экспозиция
- Освещение группы объектов
- Заключение
- Закон обратных квадратов в фотографии
- Как это работает
- Применяя физику на практике
- Пошаговое руководство
- Примеры фото
- Успехов вам в творчестве!
- Как физика поможет сделать ваши портреты лучше: закон обратных квадратов
- Студийное освещение. Закон обратных квадратов
- Как работает данная теория
- Освещение одного объекта
- Освещение группы
- Освещение фона
Секреты портативного освещения: закон обратных квадратов
Вы когда-нибудь задумывались, почему освещенность модели так сильно падает, стоит ей отойти от окна лишь на два шага?
Все дело в природном свойстве света, а именно – обратно-квадратичной зависимости (ее также называют законом обратных квадратов). Что нужно знать о ней фотографу, чтобы правильно освещать одиночные и, тем более, групповые портреты? Как учитывать это свойство света при освещении фона? Именно об этом мы сегодня поговорим.
Говоря энциклопедическим языком: обратная квадратичная зависимость (inverse square law) – это свойство физических взаимодействий, распространяющихся от источника одинаково во всех направлениях. Сила их убывает с расстоянием r, обратно пропорционально его квадрату (т.е. пропорционально 1/r2), т.к. она распределяется равномерно по площади поверхности сферы с радиусом r.
Прочитав это определение, вы, по меньшей мере, спросите: а какое отношение это имеет к фотографии? Ответ таков: обратная квадратичная зависимость описывает многие явления в мире. В том числе и распространение света.
Идея
Перейдем к конкретике. Студийному фотографу очень важно понимать смысл этой зависимости, поскольку этот закон описывает, как меняется яркость света на различных расстояниях от его источника.
Допустим, у нас есть источник света, включенный на полную мощность, и предмет находящийся на расстоянии 1 метра от него. А теперь представьте, что мы отодвинули наш предмет на 2 метра от источника света. Как уменьшится сила света, падающего на предмет?
Многие ответят: «В два раза», и это неверно: на расстоянии в 2 метра сила света уменьшиться в четыре раза (2х2=4, ¼), т. е. будет равна четверти от полной мощности, а не половине, потому что расстояние 2 метра мы возводим в квадрат.
Отодвинув наш предмет на 3 метра мы осветим его слабее в 9 раз (3х3=9, 1/9). Эта информация позволит вам лучше управлять портативными источниками света.
Применяем на практике
Теперь, когда смысл обратной квадратичной зависимости предельно ясен, обратим внимание на то, как изменяется сила света в зависимости от расстояния в процентах:
Как видно из рисунка, свет потеряет 75% своей силы, пройдя расстояние в 2 метра от исходной точки, но только 5% на дистанции от 4 до 10 метров.
Экспозиция
Таким образом, мы выяснили, что основная мощность света сконцентрирована в непосредственной близости от источника, а на большие расстояния приходится лишь малая ее часть.
Исходя из этого, для получения правильной экспозиции (предполагается, что выдержка на всех расстояниях одинакова) при съемке объекта, находящегося близко к источнику света, нужно закрывать диафрагму (f16) для того, чтобы компенсировать избыток света.
И, наоборот, чем дальше объект расположен от источника света, тем более открытой должна быть диафрагма (f4).
Основываясь на этом, мы можем построить ряд значений «диафрагма-расстояние» для получения правильной экспозиции. Вот примерные значения:
Помните, что значение диафрагмы, как и яркость света, меняется особенно сильно, когда модель находится рядом с источником. На большом расстоянии от источника эти изменения незначительны.
Освещение одного предмета
Теперь представьте, что вы снимаете неподвижный объект. Для получения правильно экспонированного снимка вам было бы достаточно установить диафрагму, которая соответствовала бы расстоянию от источника света до снимаемого объекта. Только и всего.
Однако при съемке человека (особенно стоящего человека), все не так просто — люди склонны перемещаться относительно источника света: менять положение тела, делать небольшие шаги и т. д. Если при этом ваша модель расположена близко к источнику света, то даже небольшое перемещение (полшага, шаг) в любом направлении приведет к неверной экспозиции.
Однако, если модель отойдет достаточно далеко от источника света, то сможет перемещаться более свободно в любом направлении, при этом у фотографа не будет необходимости менять экспозиционные настройки фотокамеры.
Освещение группы
Предыдущее правило работает и при съемки групп. Чем ближе к источнику света находится снимаемая группа, тем менее равномерно она освещена. Перепад освещенности может составлять несколько значений диафрагмы.
Стоит переместить снимаемую группу дальше от источника света — распределение яркостей становится равномерным.
Освещение фона
Если нужно получить яркий объект на темном фоне, поместите объект ближе к источнику света, а фон – наоборот, отодвиньте от него. Измерив экспозицию по объекту, вы получите недоэкспонированный фон.
Если же необходимо получить нормально экспонированные объект и фон, то и объект, и фон должны находиться на большом расстоянии от источника света, но объект должен быть близко к фону.
Заключение
На этом краткое введение в применение обратно-квадратичной зависимости в фотографии можно закончить. Теперь, понимая основной принцип освещения, вы сможете управлять своими источниками света осознанно, выстраивая более сложные схемы, и, несомненно, получите отличные результаты.
Источник: http://www.si-foto.com/sekretyi-portativnogo-osveshheniya-zakon-obratnyih-kvadratov/
Работа со светом – закон обратных квадратов
В техническом плане, закон обратных квадратов является законом, который утверждает о том, что значение физической величины в определенной точке пространства является обратно пропорциональным квадрату расстояния к источнику поля, непосредственно которое и характеризует эта самая физическая величина. У многих данное определение вызовет недоумение. Казалось бы, как это относится к фотографии, и вообще, что это значит? На самом деле, это напрямую относится к фотографии, а точнее, к работе со светом.
Концепция
Данный закон позволяет легче понимать важность расстояния от объекта съемки до источника света. По сути, закон обратных квадратов поясняет степень уменьшения яркости света в зависимости от увеличения расстояния.
Допустим, что есть источник света, который работает на полную мощность. Объект стоит от него на расстоянии двух метров. А как изменится освещение объекта, если он отойдет на 2 метра от источника света.
многим может показаться, что освещение уменьшится в 2 раза, но на самом деле это не так.
Опираясь на закон обратных квадратов, можно сказать, что сила света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния.
Получается, что если взять расстояние 2 метра, то квадрат этого числа будет равняться 4, а так как нам необходимо обратно пропорциональное значение, то мы получим 1/4. Получается, что на расстоянии 2 метра от источника света освещение уменьшится на 1/4.
На расстоянии 3 метра интенсивность освещенности уменьшится до значения 1/9, так как квадрат числа 3=9, а обратная пропорциональность дает значение 1/9.
Таким образом, можно построить таблицу, которая будет описывать интенсивность света в зависимости от источника света до объекта.
Практика
В фотографии описанный выше закон влияет на экспозицию. Можно говорить о том, что первоначальное падение освещенности объекта происходит быстро, но чем дальше удаляется объект, тем падение освещенности уменьшается. Для наглядности можно взглянуть на схему, которая демонстрирует процентное отношения падения освещенности на расстоянии 10 метров:
Можно заметить, что с первого по второй метр интенсивность света уменьшается на целых 75%, но затем, с 4 по 20 падает только лишь на 5%.
Экспонирование
Мы разобрались с тем, что чем объект съемки находится ближе к источнику света, тем сильнее он освещен, а чем он находится дальше, тем, соответственно, освещен он слабее.
Основываясь на имеющихся данных, можно сказать, что для создания снимка с нормальной экспозицией при близко стоящем к источнику света объекте, следует использовать значение диафрагмы F16.
Закрытая диафрагма отсечет часть света, которая в данном случае может дать переэкспонирование. В том случае, если объект расположен достаточно далеко, диафрагму желательно открыть до значения F4.
Это позволит большему количеству света пройди сквозь объектив и попасть на матрицу. При одинаковой выдержке обе фотографии должны смотреться примерно одинаково, так как диафрагмой мы уравняли количество света, попадающего на сенсор камеры.
Это позволяет примерно рассчитать, на каком расстоянии от источника света какое значение диафрагмы следует использовать:
Освещение одного объекта
Теперь поместим значения диафрагмы на верхнюю часть схемы и представим, что источником света освещена модель, которая постоянно двигается в кадре.
Вы наверняка заметил, что чем ближе объект съемки находится к источнику света, тем чаще происходят колебания числа F.
Это значит, что если наша модель, находясь близко к источнику света, сделает шаг назад или вперед, нужно перестраивать камеру, иначе снимок получится или пересвеченный или слишком темный.
Расположив модель на расстоянии от 6 до 9 метров, можно позволить ей ходить во все стороны, а вы можете сконцентрироваться на съемке и не перестраивать камеру.
Освещение нескольких объектов
При работе с несколькими объектами или моделями может оказаться, что они окажутся неравномерно освещены. Например, расположив объекты съемки близко к источнику света, они окажутся в диапазоне от F22 до F11. Это значит, что некоторые объекты могут оказаться пересвечены, а некоторые слишком темные:
Если же переместить те же объекты на расстояние 7-9 метров от источника света, все они окажутся в одной световой зоне и будут освещены одинаково:
Освещение фона
Часто в съемке необходимо, чтобы одни предметы были светлее других. Это часто используется при работе с фоном. В таком случае можно поместить модель значительно ближе к источнику света, чем фон. При таком построении кадра фон будет казаться темным, а модель светлой.
Чтобы получить одинаковое освещение модели и фона, их необходимо расположить подальше от источника света и поставить недалеко друг от друга:
Вывод
На самом деле то, что было описано в статье – это лишь основы закона обратных квадратов. Он на самом деле намного более запутанный. Дело в том, что в нем очень много переменных.
К ним относится мощность источника света, несколько источников, скорость затвора камеры, дополнительные линзы и многое другое. Зная основу, всегда можно продолжить изучение.
Даже описанная выше информация, при правильном её использовании может помочь делать более качественные снимки.
На основе материалов с сайта: http://photomotion.ru
Источник: https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1062_rabota_so_svetom_-_zakon_obratnyih_kvadratov
Закон обратных квадратов
Говоря техническими терминами, закон обратных квадратов в физике утверждает, что «значение некоторой физической величины в данной точке пространства обратно пропорционально квадрату расстояния от источника поля, которое характеризует эта физическая величина». Вам, должно быть, интересно, что закон с подобным определением может иметь общего с фотографией (и никто вас не осудит). Закон обратных квадратов применим для множества вещей в этом мире. Сегодня, однако, мы рассмотрим лишь одну из них: свет.
Объяснение концепции
Для тех из нас, кто не слишком близко знаком с высшей математикой (или даже с основами математики, если уж на то пошло), нечто вроде закона обратных квадратов может показаться невероятно сложным.
Там есть уравнения с числами и переменными, ссылки на физику и множество других вещей, которые, откровенно говоря, кажутся очень скучными.
По этой причине мы постараемся охватить данную тему с практической стороны, а не с технической.
Сам закон в фотографии используется в вопросах освещения. Вообще-то, он применим по отношению к любому виду освещения, но наиболее важные области его применения касаются вне-камерного освещения. В общем, закон обратных квадратов учит нас, как работает свет на расстоянии и почему расстояние между источником света и объектом так важно.
Допустим, у нас есть источник света, включенный на полную мощность, и наша модель находится в 1 метре от него. Если мы переместим модель на удвоенное расстояние от источника (2 метра), какова будет мощность света, достигающего ее? Естественная мысль «половина мощности», – но, к сожалению, это не так, а свет работает в соответствии с законом обратных квадратов.
Согласно закону, мощность света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния. Таким образом, если мы возьмем расстояние 2 и возведем это число в квадрат, мы получим 4, обратное значение составит ¼, то есть четверть первоначальной мощности – не половину.
Перемещение объекта на три метра от источника (3 * 3 = 9, т.е. 1/9) приведет к тому, что мощность достигающего его света составит 1/9 от первоначального значения.
На рисунке ниже показано, как уменьшается мощность света от 1 до 10 метров, помните, что каждый показатель – просто обратный квадрат расстояния свыше 1.
Закон обратных квадратов объясняет существенное снижение мощности света на расстоянии. Мы можем использовать эту информацию, чтобы лучше понимать, как наше освещение влияет на модель, и в соответствии с этим лучше контролировать его.
Практическое применение
Итак, знание о снижении мощности света забавно и все такое прочее…но как мы можем найти ему достойное применение в нашей фотографической работе? Это касается, в первую очередь, экспозиции и относительного расположения объектов. Когда свет направлен в определенном направлении, первоначально уменьшение мощности происходит очень быстро, а затем замедляется, чем дальше, тем больше.
Помните, что с законом квадратов числа увеличиваются все быстрее и быстрее, но с законом обратных квадратов они уменьшаются все медленнее и медленнее.
Если мы взглянем на уменьшение мощности света от 1 м до 10 м в процентах с точностью до целого числа, это будет выглядеть так:
Здесь мы видим падение на 75% от 1 до 2 метров, но всего 5%-ное снижение освещенности от 4 метров до 10 метров.
Экспозиция
Таким образом, мы понимаем, что близко к источнику света мощность большая, но далеко от него мы располагаем лишь очень небольшим количеством света. Исходя из этого, для получения правильной экспозиции (предполагается, что мы используем постоянную выдержку), если объект очень близко к свету, то мы должны установить нашу диафрагму примерно на F16, чтобы блокировать все излишки света.
Если, с другой стороны, объект расположен очень далеко от источника, тогда нам следует выбрать значение диафрагмы примерно F4, чтобы захватить больше света. Оба кадра должны выглядеть идентично, потому что мы настроили камеру таким образом, чтобы пропустить одинаковое количество света для каждого из них.
Исходя из этого, мы можем приблизительно оценить, какие значения диафрагмы нужно использовать на том или ином расстоянии, чтобы получить корректную экспозицию. Помните, что мощность света поначалу снижается очень быстро, а затем медленнее. По тому же принципу, мы поначалу открываем диафрагму очень резко, а потом тем медленнее, чем дальше мы от источника света.
Освещение группы объектов
Предыдущее правило работает очень схоже и для группы объектов. Если все ваши объекты находятся очень близко к источнику, тогда тот, что дальше от источника, окажется сильно недоэкспонированным по сравнению с тем, что ближе к свету – в диапазоне от F22 до F11.
Но если вы переместите все объекты дальше от источника, они все будут освещены достаточно хорошо на диафрагме около F4.
Заключение
Это было лишь небольшое введение в закон обратных квадратов и способы его применения в освещении в фотографии. Есть множество, множество переменных, которые могут быть скорректированы для получения различных эффектов, такие как выдержка, яркость источника света и использование нескольких источников.
Однако надеюсь, что теперь вы понимаете основы закона обратных квадратов и можете начать применять их в вашей фотографической работе для получения лучшего, более подходящего вам освещения.
Источник: https://photo-monster.ru/books/read/pakon-obratnyih-kvadratov.html
Закон обратных квадратов в фотографии
Статьи о том, как использовать свет в фотографии, не очень-то вдохновляют. Технические выкладки, диаграммы, уравнения — сквозь эти дебри гуманитарию сложно бывает пробраться.
«Сложно, но можно!» — утверждает фотограф Aimee Glucina. И на простых примерах показывает, как использовать физические свойства света себе во благо.
Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
Закон обратных квадратов гласит: «Интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от его источника». Любители математики могут ознакомиться с формулой:
Intensity = 1 / Distance²
где Intensity — интенсивность, а Distance — расстояние.
Из формулы видно, что интенсивность света уменьшается по мере увеличения расстояния. А это значит, что чем дальше расположен объект от источника света, тем он будет темнее.
И тем равномернее и мягче он будет освещен. Это происходит потому, что при распространении в пространстве свет рассеивается, а значит и площадь освещаемой им поверхности становится больше.
Закон обратных квадратов в действии. Источник изображения: www.clickinmoms.com
Посмотрите на картинку. Если на расстоянии метра ( Distance =1) источник освещает всего 1 кв.
метр площади, то на расстоянии вдвое большем (Distance=2) — площадь освещения составляет уже 4 кв. метра. А это значит, что на 1 кв. метр приходится всего 25% от исходного количества света.
Освещенность стремительно падает!
Но вернемся к фотографии. И попробуем понять, как эти знания могут помочь нам при съемке.
Как это работает
Заучивать формулу совсем не обязательно. Единственное, что нам нужно помнить: чем ближе объект к источнику света, тем глубже и выраженней будут тени.
Такое взаимодействие света и тени, создающее драматичный эффект, в искусстве называется кьяроскуро (от итал. chiaroscuro, буквально — светотень).
Позвольте мне показать, что я имею в виду:
Расстояние до источника света увеличивается слева направо. Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.
com
Здесь мы видим, как изменяется свет и тень при перемещении источника света на один шаг.
Обратите внимание, как на каждом последующем изображении свет все больше рассеивается, проявляя в темных участках детали одежды, лица и волос. Тени при этом становятся менее контрастными и драматичными.
Применяя физику на практике
Но больше всего мне нравится использовать закон обратных квадратов в качестве моей личной горничной. Он позволяет «стереть» беспорядок в моем доме (усеянном лего, карандашами и машинками). И растворить его в темноте.
Все, что нужно для этого сделать — это просто приблизиться к свету!
Этот принцип часто применяют в студийной съемке для того, чтобы белый фон казался на фото серым или даже черным. Для этого модель располагают рядом с источником света, а фон, наоборот, отодвигают как можно дальше.
В домашних съемках идея та же. Не важно какие у вас стены, при помощи физики мы «перекрасим» их в черный цвет!
Посмотрите на эти фотографии. По времени их отделяют друг от друга всего лишь несколько секунд. Расстояние до камеры и источник естественного света (окно) оставались неизменными. Единственное, что изменилось — расстояние девушки от источника света. Обратите внимание, как повлияло это на темноту за ее спиной.
Фото 1, автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.comФото 2, автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
А вот как выглядит комната на самом деле. Она довольно светлая. Невозможно поверить, что эти портреты были сделаны здесь, не правда ли?
Фото 3, автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
Когда девушка находится рядом с окном (фото 1), фон кажется очень темным, а лицо выглядит ярко освещенным и контрастным. Когда она смещается влево (фото 2), картинка меняется: свет выравнивается, делая лицо более «плоским». Задний план, хоть и частично, но становится различим.
На (фото 3) девушка отходит от окна и перемещается вглубь комнаты. Туда проникает только мягкий рассеянный свет, который практически одинаково освещает, как девушку, так и то, что за ней. В результате, все, что мы хотели скрыть, выходит на передний план.
Пошаговое руководство
А теперь попробуйте сами. Ваша гостиная или прихожая — отличное место для отработки этой техники. Вот мой пошаговый процесс:
1) Найдите место в вашем доме, где есть источник яркого света (окно или дверной проем) и исключите попадание света на фон. Возможно, для этого вам придется закрыть окна в задней части пространства.
2) Поместите свою модель очень близко к источнику света и как можно дальше от фона.
3) Если вы используете свет, падающий от входной двери, найдите линию на полу, где встречаются свет и тень. Поместите свою модель как можно ближе к этой линии, но следите, чтобы она оставалась на теневой стороне.
4) Используйте точечный замер экспозиции на своей камере, выставив его по самой светлой области лица модели.
5) Сфотографируйте и поразитесь своим умениям.
6) Отредактируйте изображение на ваш вкус. Возможно, вам придется осветлить или затемнить какие-то детали для большего эффекта.
Примеры фото
Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
Этот снимок был сделан в моем достаточно грязном и захламленном гараже. Но на фото этого не видно. За спиной моей дочери — окна, мне пришлось их прикрыть. Также мне пришлось немного «прибрать» тени при обработке, чтобы фон стал совершенно темным.
Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
А этот портрет был снят в гостиной рядом с двойными стеклянными дверями. Я зашторила окна, чтобы свет не смог проникнуть в заднюю часть комнаты.
Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
Этот снимок был сделан на кухне: на фоне мебели и белой настенной плитки. Мой сын играл со своим слаймом (все мальчишки любят делать это!).
Я подвела его к окну и сфокусировалась на его игре. В результате все на заднем плане ушло в темноту.
К сожалению, кожа тоже, она получилась недоэкспонированной, поэтому я восстановила блики и тон кожи при последующей обработке.
Ну, вот и все! Теперь вы знаете, как делать красивые портреты даже в загроможденных мебелью домах. И все это благодаря науке! Осталось дело за малым — начать снимать.
Успехов вам в творчестве!
Источник: www.clickinmoms.com
Перевод и адаптация: Детство в фотографиях
Источник: zen.yandex.com
Источник: https://naturalpeople.ru/zakon-obratnyh-kvadratov-v-fotografii/
Как физика поможет сделать ваши портреты лучше: закон обратных квадратов
Статьи о том, как использовать свет в фотографии, не очень-то вдохновляют. Технические выкладки, диаграммы, уравнения – сквозь эти дебри гуманитарию сложно бывает пробраться.”Сложно, но можно!” – утверждает фотограф Aimee Glucina.
И на простых примерах показывает, как использовать физические свойства света себе во благо.Автор фотографии: Aimee Glucina, источник: www.clickinmoms.com
Закон обратных квадратов гласит: “Интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от его источника”.
Любители математики могут ознакомиться с формулой:
Intensity = 1 / Distance²
где Intensity – интенсивность, а Distance – расстояние.
Из формулы видно, что интенсивность света уменьшается по мере увеличения расстояния. А это значит, что чем дальше расположен объект от источника света, тем он будет темнее.
И тем равномернее и мягче он будет освещен. Это происходит потому, что при распространении в пространстве свет рассеивается, а значит и площадь освещаемой им поверхности становится больше.
Закон обратных квадратов в действии. Источник изображения: www.clickinmoms.com
Посмотрите на картинку. Если на расстоянии метра ( Distance =1) источник освещает всего 1 кв.
метр площади, то на расстоянии вдвое большем (Distance=2) – площадь освещения составляет уже 4 кв. метра. А это значит, что на 1 кв. метр приходится всего 25% от исходного количества света.
Освещенность стремительно падает!
Но вернемся к фотографии. И попробуем понять, как эти знания могут помочь нам при съемке.
Студийное освещение. Закон обратных квадратов
Многих пугает само название «закон обратных квадратов», но мы постараемся наглядно и на конкретных примерах рассказать что это и как работает.
Давайте для начала ответим для себя на вопрос: зачем все-таки нужно разобраться с этим понятием? Можно ли хорошо снимать, не зная этого закона? Вполне! Большинство фотографов даже не слышали о нем и превосходно нажимают на кнопки, не заморачиваясь вообще о понимании многих законов, благо современная техника очень дружелюбна по отношению к пользователю и нет необходимости в глубоких теоретических познаниях.
Закон обратных квадратов понадобится, если вы планируете что-то снять в студии. Когда вы занимаетесь постановкой, то должны понимать, что и как увеличит освещенность вашей модели, а что наоборот уменьшит ее.
Если вы задаетесь вопросом, почему от площади фотостудии зависит мощность студийного света, который вам необходим, то частично вы получите ответ на свой вопрос в этой статье.
Сам закон в фотографии относится к освещению. Причем, к любому виду освещения. В двух словах: закон обратных квадратов учит нас, как свет работает на расстоянии и почему расстояние между источником света и объектом съемки настолько важно.
Скажем, у нас есть источник света, который работает на полной мощности и объект съемки на расстоянии 1 метр от источника.
Если фотограф отодвинет объект, скажем, на расстояние в два метра и более, – как будет освещена наша модель, какое количество света будет в таком случае попадать на нее? Естественной реакцией большинства подумать, что света будет половина мощности, раз расстояние увеличилось в два раза. Но, к сожалению, свет так не работает. Он следует закону обратных квадратов.
Итак! В соответствии с законом, сила света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния.Если мы возьмем расстояние 2 м, квадрат его будет равен 4. Обратная величина которого соответственно – 1/4, т.е. до объекта съемки дойдет лишь четверть мощности освещения от источника света, а совсем не половина, как кажется изначально.
Перемещение модели на 3 метра от источника света вычисляется по следующей формуле: 3х3=9, обратная величина составляет 1/9, а это значит, что сила источника света будет составлять 1/9 от того, какой она была изначально.
С помощью закона обратных квадратов легко объясняется то резкое снижение мощности света при увеличении расстояния. Фотограф должен использовать эту информацию, чтобы лучше понять, как источники света освещают предмет на том или ином расстоянии и как лучше ими управлять.
Как работает данная теория
Итак, зная теперь о том, что света, попадающего на объект, становится все меньше и меньше по мере отодвигания этого самого объекта от источника, как нужно пользоваться данной информацией на практике? Ведь к тому же следует учитывать, что если изначально идет быстрый и резкий спад света, но чем дальше отодвинут объект, тем свет начинает меньше распыляться и постепенно его интенсивность сходит на нет.
Если посмотреть распределение интенсивности света на нашем примере от 1 метра до 10 метров в процентах до ближайшего целого числа, это будет выглядеть так:
Визуально видно, что происходит до 75% падения света на площади от 1 метра до 2 метров и будет лишь 5% падения – от 4 метров до 10 м.
Таким образом нужно понимать, что только находясь в непосредственной близости от источника света, можно получить максимально возможное количество энергии.
Исходя из этого, чтобы экспозиция была правильной (при условии, что используется постоянная скорость затвора), при размещении предмета очень близко к свету, необходимо устанавливать диафрагму около F16, чтобы блокировать все излишки света.
С другой стороны, если объект съемки находится на более значительном расстоянии от света, то диафрагму следует открывать порядка F4, чтобы позволить большему количеству света попасть на чувствительный элемент. При этом оба варианта фотографии должны выглядеть одинаково по экспозиции, так как она была скорректирована относительного того количества света, которое требовалось для правильной передачи изображения.
На основе этих знаний можно построить приблизительную оценку, какие использовать значения диафрагмы, чтобы получить правильный уровень экспозиции.
Запомните: потеря света происходит интенсивнее при первоначальном удалении объекта от источника света. С увеличением расстояния до вспышки, потери света замедляются. Изменяйте значение диафрагмы интенсивнее, если ваш объект съемки находится в непосредственной близости от светового источника и медленней по мере его удаления.
Освещение одного объекта
Когда предмет не двигается, с ним проще работать, потому что это означает, что как только фотограф поместит его на определенное расстояние от источника света и выставит в соответствии с этим правильную экспозицию, считайте, дело останется ха малым.
Но если приходится снимать живого человека, особенно стоящего или непоседливого ребенка, это означает, что он может сдвинуться с нужной точки. Буквально полшага в любом направлении станут критичными для вашей экспозиции.
Выход можно найти, не обязательно привязывая модель к стулу. Достаточно отодвинуть источник света чуть дальше, чтобы перемещение человека было не столь критично для выбранной рабочей экспозиции.
Освещение группы
Предыдущее правило работает очень похожим образом и с группой объектов. Если ваши портретируемые находятся очень близко к свету, то изображение каждого, кто располагается чуть дальше от источника света, будет «недодержанным» по сравнению с тем, кто стоит ближе к нему.
Ведь мы помним про диапазон покрытия и рабочие диафрагмы в F22 и F11, которые находятся достаточно близко друг от друга, если модели стоят на расстоянии 1-2 метра от вспышки.
Но если группу расположить подальше от источника света, то все объекты будут освещены достаточно равномерно и можно использовать диафрагму порядка F4.
Освещение фона
Если перед фотографом стоит задача, чтобы один элемент снимка был освещен намного интенсивнее, чем другой, следует вовсю использовать закон обратных квадратов.
Например, отодвиньте студийный фон на достаточное расстояние от источника света и выставляйте экспозицию по модели, которая располагается, например, порядка 1 метра от вспышки.
В результате вы получите хорошо освещенный объект съемки с темным фоном позади нее.
Естественно, работает и обратное правило – для хорошего и равнозначного освещения фона и модели, нужно располагать их рядом друг с другом на одинаковом расстоянии от источника света.
Делаем выводы
Мы рассказали вкратце о том, как можно и нужно использовать закон обратных квадратов в фотографии.
Безусловно, еще нужно принимать во внимание такие немаловажные переменные, как скорость затвора, яркость источника света или наличие несколько вспышек.
И все-таки очень надеемся, что данная информация поможет сделать новый и значительный шаг в развитии собственных навыков и умений и выведет ваши фотоснимки на более высокий уровень.
Источник: https://fotogora.livejournal.com/35980.html