Заключение психолога на ребенка с девиантным поведением

Содержание
  1. Педагогика и психология девиантного поведения – социально-значимая профессия
  2. Особенности профессии
  3. Где востребованы выпускники?
  4. Рабочие условия
  5. Карьерный рост
  6. Основы деятельности
  7. Профессиональные функции
  8. Профессиональные качества
  9. Специфика обучения
  10. Что должен уметь специалист?
  11. Перспективность профессии «педагог-психолог»
  12. Инспектор по делам несовершеннолетних
  13. Социальный педагог
  14. Социальный работник
  15. Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу
  16. Психологическая характеристика учащегося 6-го класса
  17. Рекомендации для педагогов
  18. Психологическая характеристика учащегося 7-го класса
  19. Психологическое представление на учащуюся 8-го класса
  20. Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения
  21. Девиантное поведение детей
  22. Девиантное поведение подростков
  23. Профилактика девиантного поведения
  24. Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
  25. Коррекция девиантного поведения
  26. Девиантное поведение подростков – исследования и результаты
  27. Значения, предмет и цели исследований
  28. Исследования отечественных психологов
  29. Влияние социума
  30. Влияние родителей
  31. Точка зрения ортодоксального психоанализа зарубежных психологов
  32. Исследования эго-психологов
  33. Индивидуальная психология о причинах аномального поведения
  34. Исследования теоретиков объектных отношений

Педагогика и психология девиантного поведения – социально-значимая профессия

Заключение психолога на ребенка с девиантным поведением

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной. Востребованность профессионалов данного направления растет.

Выпускник получает обширный ряд возможностей для дальнейшего роста и самореализации. Для него открыты двери центров психологии и терапии, правоохранительной системы, организаций образования, здравоохранения, социальной защиты. Перспектив много: научная, административная карьера, создание собственного дела.

Особенности профессии

Дипломированный специалист общается со школьниками и подростками категории риска, с людьми, попавшими в тяжелые жизненные обстоятельства, корректирует агрессивное поведение дошкольников. Отстаивает права, интересы воспитуемых, консультирует по проблематике отношений с близкими, по вопросам, связанным с обучением и трудоустройством. Составляет психологические портреты.

Девиантное поведение дошкольников и подростков – это проявление внутреннего дискомфорта. Преодолеть чувство отчужденности помогает катарсис, общение, игра и работа в команде, поднятие самооценки.

Преимущества профессииОграничения
  • Интересная стезя, призвана нести пользу и добро.
  • Учит помогать и сопереживать окружающим.
  • Прививает стремление к эффективности в любом деле.
  • Учит понимать самого себя и близких.
  • Эмоциональное напряжение и стрессовые нагрузки.
  • Большая моральная ответственность.
  • Требует непрерывного самосовершенствования.

Основная профессиональная задача: выявить и предотвратить девиантные проявления. К ним относят деяния, идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения. Причиной отклонений может быть неокрепшая психика, неспособность адаптироваться среди сверстников, неблагоприятная ситуация дома или наличие серьезных заболеваний, патологий.

Работа с «трудными» детьми требует умения понимать внутреннее состояние каждого. Для этого проводится:

  • знакомство с бытом и жилищными условиями школьников из группы риска;
  • изучаются особенности социума, окружения подростка;
  • организуется общение с учителями, мамами, папами;
  • юнцам, которые не могут самостоятельно справиться с жизненными трудностями, оказывается заступничество, поддержка.

Где востребованы выпускники?

Бывшие студенты трудятся психологами, учителями, валеологами, семьеведами, преподавателями, инспекторами в сферах защиты прав молодежи, экспертами по психокоррекции, конфликтологии, реабилитации.

Среди работодателей:

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы по делам молодежи;
  • детские сады, школы, колледжи, коррекционные, реабилитационные заведения и другие образовательные учреждения;
  • система здравоохранения;
  • центры психолого-педагогического сопровождения молодых людей;
  • организации, осуществляющие опеку и попечительство;
  • отделы соцзащиты, попечительства, служб занятости;
  • органы внутренних дел.

Заработная плата составляет от 20 до 45 тысяч рублей.

Рабочие условия

Дело психолога – это высокоинтеллектуальный, мобильный труд. Преобладает интенсивное общение с серьезным психоэмоциональным давлением. В отдельных ситуациях пригождается умение импровизировать, использовать творческий подход.

Для работы выделяют кабинет со специальным оборудованием. Коллективные или персональные занятия проводят в зале, в офисе. Практикуются групповые беседы на свежем воздухе, мероприятия с выездами на природу.

Инструменты профессионала – внутренние резервы. Найти общий язык с другим человеком помогают опыт, знания, способность мыслить аналитически и творчески.

Важно обладать выразительной мимикой, голосом, жестикуляцией. При поддержании контакта с посетителями важно проявлять эмпатию. Это умение чувствовать, понимать эмоциональное состояние собеседника.

Облегчает труд техническое, методическое обеспечение, компьютеры.

Карьерный рост

Вместе с базовым образованием выпускник получает 5 специализаций:

  1. социальная педагогика;
  2. пенитенциарная педагогика;
  3. психолого-педагогическое сопровождение субъектов группы риска;
  4. профилактика девиантных поступков;
  5. коррекция и реабилитация индивидов с отклоняющимся от норм образом действий.

Повышение квалификации, совершенствование профессиональных качеств по выбранной стезе дает возможность вырасти в уникального эксперта. При желании можно переквалифицироваться в учителя, консультанта, диагноста, менеджера по персоналу, бизнес-тренера и коуча, страхового агента, соцработника.

Знание теории и пытливый ум позволят заняться наукой, исследованиями, методической работой, преподаванием, стать аспирантом и написать диссертацию. Карьера может развиваться по административному пути, когда рядовой сотрудник становится руководителем психологической службы, отдела по подбору персонала. С этой целью совершенствуют управленческое мастерство, изучают менеджмент.

Успешные опытные психологи нередко создают собственное дело. Например, открыть консультационный центр. Для построения независимой карьеры необходимо развить талант предпринимателя, проектного менеджера.

Основы деятельности

Смыслом работы является создание поддерживающих условий для субъекта. В результате пациент находит в себе силы справиться, разрешить беспокоившие его проблемы. В качестве инструмента эксперт использует собственную личность.

К объектам деятельности по данному профилю относятся:

  • процессы становления, социализации, созревания субъекта;
  • межличностное общение, педагогические взаимодействия;
  • свойства и состояния индивида в асоциальной атмосфере;
  • факторы, особенности и причины девиантного образа действий, способы противодействия;
  • общественные отношения, связанные с воспитанием, охраной прав детей, профилактикой правонарушений, антиобщественных деяний.

Профессиональные функции

Вид деятельностиРешаемые задачи
Анализ становления личности и подбор методов влияния, воспитания. Поддержка при решении проблем несовершеннолетних. Предупреждение и поддержка в разрешении конфликтов. Усиление положительных и переключение негативных воздействий окружения на подопечных.Формирование сети по надзору за детьми из категории риска. Привитие подопечным нравственных ценностей, толерантности, здоровых привычек. Создание возможностей для самовыражения, творческой активности.Содействие в адаптации при отбывании сроков, при выходе из пенитенциарных заведений.
Наблюдение за развитием индивида с целью профилактики негативных проявлений. Составление моделей диагностики, сбор данных, подготовка заключений.Подбор методик и вариантов коррекции. Составление программ психологического сопровождения, шефства.
  1. Правоохранительная функция
Защита прав и интересов индивидов, не достигших совершеннолетия. Профилактика беспризорности, антиобщественных деяний и противоправного поведения. Индивидуальные беседы с нарушителями, попавшими под опеку. Производство по уголовным и административным делам в отношении подростков.
  1. Экспертно-консультационная
Экспертиза развития индивидов. Экспертная проверка программ, мер реабилитации, нормативных актов, представляющих интересы детей. Консультации по обеспечению прав, профориентации, урегулированию конфликтных ситуаций, межличностному общению, индивидуальному росту.Консультации по предотвращению действий отклоняющихся от норм, по развитию подопечных с заболеваниями. Нормализация морально-психологической атмосферы в классах, группах учебных заведений.
Исследования прикладных направлений по профилю. Подготовка педагогических рекомендаций.
Организация подчиненных при выполнении обязанностей, функций. Укрепление взаимоотношений ведомств, осуществляющих надзор и реабилитацию детей, совершивших асоциальные поступки.
Преподавание родственных дисциплин, правовое обучение. Просвещение взрослых в вопросах права, детской психологии.

Профессиональные качества

Для успешной работы по специальности важны качества:

  • способность сочувствовать, сопереживать (эмпатия);
  • склонность к исследованиям и работе с людьми;
  • коммуникабельность (умение услышать, понять собеседника, правильно поставить вопрос, изложить собственную точку зрения, привести аргументы);
  • высокоразвитое символическое, абстрактное, образное и логическое мышление;
  • навыки концентрации, переключения внимания;
  • сноровка в плане контроля над эмоциями;
  • умение сохранять в тайне личную информацию своих протеже;
  • любовь к людям, доброжелательность, отзывчивость, терпеливость и чувство такта, стремление оказать помощь;
  • эрудированность, наблюдательность, развитая логика и прекрасная память;
  • уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, ответственность, умение быть объективным, гибким и дипломатичным.

Специфика обучения

Подготовка разносторонняя. Будущий специалист осваивает: организационные, социально-педагогические, диагностико-коррекционные, консультационные, правоохранительные и научно-исследовательские функции.

Учебный процесс базируется на научных достижениях психологии, педагогических и юридических наук. В рамках ведущего направления рассматривают основы и разделы психологии.

Студенты изучают особенности отклоняющихся от норм поступков, конфликтологию, формирование личности, консультирование и другие предметы.

Второй дисциплинарный блок включает в себя историю, педагогические основы, методику воспитания, социальную и коррекционную педагогику.

Юридическая подготовка предполагает знакомство с конституционным и гражданским правом, криминологическими, общественными и семейными правовыми аспектами, теорией государства и права.

По завершении учебной программы студенты защищают дипломный проект, в отдельных вузах сдают государственный экзамен.

Что должен уметь специалист?

В ходе профессиональной деятельности предстоит диагностировать состояние подростков с отклонениями в поведении, молодых людей, содержащихся в колониях, учреждениях закрытого типа. Определять, по каким причинам произошел личностный кризис у человека, нарушившего закон, почему семья стала неблагополучной.

Будущий психолог учится:

  • созданию образовательных программ;
  • организации досуга подопечных;
  • нормализации семейных отношений, разрешению конфликтов;
  • вести беседы, встречи со школьниками, взрослыми категории риска, с людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных обстоятельствах;
  • предотвращению правонарушений;
  • оказанию психологической, общественной и правовой помощи;
  • просвещению взрослых по психологическим, правовым вопросам.

Дипломированный выпускник должен уметь выявлять мам, пап, опекунов, не выполняющих свои обязанности. Ставить на учет нарушителей и родителей, ставших для отпрысков негативным примером. Определять лиц, совершающих незаконные действия с малолетними: проявления жестокости, домогательств, насилия. При необходимости готовить материалы по лишению родительских прав.

Инспектору предстоит работать с правонарушителями, доставленными в ОВД, принимать участие в процедурах дознания. Он готовит материалы для помещения осужденных в закрытые учебно-воспитательные заведения. Выявляет детей, попавших в розыск, малолетних бродяжек, попрошаек, беспризорных и тех, кому требуется государственная помощь.

Педагогу по профилю предстоит организовывать мероприятия, предупреждающие беспризорность, употребление спиртного, наркотиков и токсических веществ в среде тинейджеров.

Перспективность профессии «педагог-психолог»

С каждым годом возрастает роль психолога на педагогической стезе. Это связано с постепенным переходом обучения на индивидуализацию. Задачей тьюторов станет разработка образовательных траекторий для каждого школьника. Наставник в сотрудничестве с экспертом будет учитывать способности и таланты конкретного ученика.

Сохранить душевное здоровье, способствовать личностному развитию особенно важно в условиях интенсивного ритма жизни.

Новые технологии порождают ряд проблем: зависимость от игр, симуляторов, интернета, стресс от переизбытка информации, нарушение социализации, ограничения в общении.

Психолог помогает учителям, родителям и воспитанникам справиться с факторами, затрудняющими становление полноценного гражданина.

Инспектор по делам несовершеннолетних

задача специалиста: содействовать развитию, преодолевать отклонения, вести профилактику преступлений среди поднадзорных. Это юрист и педагог одновременно. Сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, которая рассматривает дела о правонарушениях.

Инспектор обязан знать каждого воспитанника, отслеживать его поведение, по возможности предупреждать правонарушения.

Он проводит беседы с родителями, их отпрысками, посещает несовершеннолетних по месту жительства, вызывает в полицию. Инспектор выносит предостережения людям, совершающим антиобщественные поступки.

Предупреждает родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию отпрысков.

Социальный педагог

Специалист работает с «трудными» детьми, тинейджерами из неблагополучных семей, оставшимися без надзора. Задачи педагога: посещать семьи на дому, контролировать получение подопечными образования, организовать досуг, при необходимости обращаться в соцзащиту.

Соцпедагог распознает опасные факторы окружающей среды, разрушительно влияющие на поднадзорного. В нужный момент он должен принять меры и создать благоприятные условия для личностного развития таких детей. Цель деятельности: содействовать в адаптации, сформировать навыки для жизни в обществе, в приемной семье. Сотрудник поддерживает родителей, испытывающих трудности в уходе за отпрысками.

Социальный работник

Функция соцработника – это организация мероприятий для помощи инвалидам, малоимущим, пенсионерам, сиротам. Он трудится на предприятиях социального обслуживания, защиты. Заведения подобного типа способствуют улучшению условий жизни, быта, материального положения вверенных им граждан, гарантирует социально-правовое заступничество.

Соцработник помогает обслуживать инвалидов и немощных, организует доставку продуктов, лекарств. Работает с неблагополучными семьями, консультирует, оформляет пособия, выплаты.

Источник: https://nach-shkola.ru/pedagogika-i-psihologiya-deviantnogo-povedeniya-sotsial-no-znachimaya-professiya.html

Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу

Заключение психолога на ребенка с девиантным поведением

Цель характеристики — показать педагогу именно те особенности развития учащегося, знание которых поможет в ходе его обучения. При этом авторы старались избежать иногда совершаемых школьными психологами ошибок, о которых 80 лет назад предостерегал И. А.

Арямов, осуждавший “отсутствие теории, обосновывающей построение программы исследования”, когда “просто взято довольно много произвольных рубрик, дробящих психику ребенка на отдельные душевные способности, и на основании испытаний по этим рубрикам составляется “психологический профиль” ребенка”.

Иногда возникает вопрос, следует ли в представлении на консилиум психологических данных указывать на особенности семейных отношений или иные социальные факторы. Нам представляется, что это зависит от того, насколько подобные данные помогут педагогу в учебном процессе.

Если, например, учитель будет знать, что за каждую “двойку” ребенка дома жестоко наказывают, то он, возможно, выберет иные формы оценивания знаний.

Оптимальная форма представления определяется психологом на основании специфики образовательного учреждения, его коллектива и запроса педагогов. По этой причине ниже мы предлагаем несколько вариантов психологических представлений.

Нельзя, однако, забывать о необходимости соблюдения конфиденциальности, особенно, если вы обещали ребенку не разглашать полученные от него определенные сведения.

:

Психологическая характеристика учащегося 6-го класса

Мальчик доброжелателен, эмоционален, очень импульсивен, двигательно беспокоен, иногда создается впечатление, что ребенок не контролирует свои действия и высказывания. Подвержен частым сменам настроения. Социальную дистанцию удерживает не всегда.

С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, поступать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к нестандартным способам решения учебных задач. Не всегда дает адекватную оценку собственной деятельности.

Мальчик обладает широким спектром познавательных интересов и высоким учебным потенциалом. Тем не менее, учебная деятельность не является приоритетной.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная;
  • концентрация внимания соответствует среднему уровню;
  • устойчивость  и  распределение  внимания  по нескольким признакам находится на средненизком уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти находится на верхненормативной границе возрастной нормы.

Речевая сфера без особенностей.

Тип нервной системы — среднеслабый: при монотонной деятельности наблюдается утомляемость в форме пресыщения, но способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость, наибольшая продуктивность соответствует первой половине и середине урока. Темп психической деятельности соответствует возрастной норме.

Эмоциональноличностная сфера характеризуется повышенной тревожностью и стремлением к самоутверждению и лидерству в группе (самооценка занижена при адекватно высоком уровне притязаний). С трудом переносит сравнение себя с другими, поэтому предпочитает индивидуальное общение с преподавателями, особенно в ситуации проверки знаний.

Фасад отсутствия учебной мотивации скрывает высокий уровень тревоги, который временами может проявляться даже в отказе от деятельности в случае ожидания «провала». Особенности воспитания привели к тому, что мальчик, копируя поведение старшего брата и зачастую провоцируя взрослых на негативную оценку своих действий, невольно стремится подтвердить ее.

В группе сверстников занимает положение неформального лидера.

Рекомендации для педагогов

При организации учебного процесса ребенку иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи. При изучении нового или трудного учебного материала его лучше предлагать в первой половине урока. При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.

Для преодоления тревожности ребенку желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают, использование нестандартных методов решения и в которых мальчик может быть наиболее успешен. Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.

Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.

Психологическая характеристика учащегося 7-го класса

Мальчик обучается в школе с начала текущего учебного года, процесс адаптации еще не завершен. В целом подросток доброжелательный, спокойный, испытывает некоторые трудности установления контактов. Социальную дистанцию удерживает.

Левша (об особенностях учебной деятельности; и эмоциональной сферы левшей рекомендуется рассказать педагогам подробно). 

С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к творческим способам решения учебных задач. Может давать адекватную оценку собственной деятельности.

Имеет широкий спектр познавательных интересов.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная;
  • концентрация внимания соответствует высокому уровню;
  • устойчивость  и  распределение  внимания  по нескольким признакам находится на высоком уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.

Особенностью речевой сферы является нарушенное звукопроизношение. Это может стать причиной частных ошибок дисграфического характера и, в свою очередь, потребовать для учащегося консультации у логопеда и дополнительных занятий по русскому языку.

Тип нервной системы — среднеслабый: при однообразной, монотонной деятельности ребенок, испытывая утомление и пресыщение, стремится рационально распределять свои силы и способен к кратковременной мобилизации.

Требуется незначительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает довольно длительный продуктивный период деятельности, который совпадает примерно с первой половиной урока.

Темп психической деятельности соответствует верхненормативным границам.

Эмоционально-личностная сфера характеризуется высокой тревожностью, обусловленной недовольством своими физическими данными. Эта тревожность ситуативно проявляется в вербальной агрессии защитного характера. Подросток имеет адекватную самооценку при высоком уровне притязаний. В группе сверстников принят.

Психологическое представление на учащуюся 8-го класса

Девушка спокойная, рассудительная, легко устанавливает контакты, заинтересована в результатах своей деятельности. Социальную дистанцию удерживает. Ориентирована на формальное соблюдение социальных норм.

Может самостоятельно ориентироваться в учебной задаче, выстраивать гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с хорошо усвоенной инструкцией, давать оценку результатам своей деятельности (есть склонность к завышению). Для девушки в большей степени имеет значение формальная сторона оценивания ее успехов.

Познавательные интересы сформированы и охватывают предметы гуманитарно-естественного цикла.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная, ниже — визуальная;
  • концентрация внимания на среднем уровне;
  • устойчивость и распределение внимания по ряду признаков — на среднем уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.

Речевая сфера без особенностей.

Тип нервной системы — потенциально способна выдержать длительную нагрузку при монотонной деятельности, Требуется значительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает наиболее продуктивный период деятельности, соответствующий середине и второй половине урока. Темп психической деятельности высокий. Утомление возникает в форме пресыщения.

Эмоциональная сфера характеризуется высокой ситуативной тревожностью в связи со стремлением соответствовать «идеалу», созданному девушкой под воздействием завышенных требований значимых взрослых (родителей), страхом не оправдать ожиданий.

Внешнее впечатление неадекватно завышенной самооценки скрывает внутреннюю неудовлетворенность своими реальными достижениями, поэтому девушка придает столь большое значение формальным признакам успеха (хорошим оценкам). Уровень притязаний завышен. В группе сверстников принята.

Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения

Заключение психолога на ребенка с девиантным поведением

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним.

Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е.

даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения.

Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут.

Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание.

Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Источник: https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/

Девиантное поведение подростков – исследования и результаты

Заключение психолога на ребенка с девиантным поведением

Подростковый период — особый период формирования личности ребёнка, порой сопряжённый с множеством психологических проблем, связанных с развитием самосознания. В этом возрасте диагностика выявляет сложности, связанные с перестройкой гормонального фона организма, психики, осознания своего «Я».

Девиантное поведение проявляется в курении и распитии спиртных напитков

В этот период у подростка возникает девиантное поведение, которое характеризуется

  • конфликтными или агрессивными поступками;
  • асоциальными поступками;
  • отсутствием интереса к учёбе;
  • деструктивным поведением;
  • появлением разного рода зависимостей.

Диагностика выявляет два вида девиантного поведения:

  • связанное с наличием скрытой или явной психопатии;
  • антисоциальные действия, нарушающие нормы права, культуры, социума.

Определение девиантного поведения

Конечным итогом могут стать рост заболеваемости, вовлечение в криминальную деятельность, суицид и травматизм.

Значения, предмет и цели исследований

Научные исследования направлены на изучение причин возникновения девиантного поведения, чтобы обозначить наиболее результативные методы помощи детям в безболезненном переходе в юношеский период.

Предметом изучения учёных является диагностика необычного поведения ребёнка. Объектом — причины, формы и механизмы развития нарушений в поведении детей.

Методики исследования девиантного поведения

Цель исследования — ответы на вопросы:

  • Какое поведение подростков можно назвать нормальным, а какое аномальным?
  • Причины ненормального поведения?
  • Пути решения проблем, связанных с девиантным поведением?

Задача — выявление и диагностика аномальных состояний у подростков.

Исследования отечественных психологов

Имея врождённые задатки, ребёнок по мере роста и включения в социум становится личностью. Основная проблема её формирования в передаче знаний и опыта от одного человека к другому. С. Выготский считает, что на ребёнка действуют, в основном, общественно-исторические законы в виде сложившихся форм поведения, которые приобретаются путём сложного взаимодействия взрослых и детей.

Истоки девиантного поведения закладываются в детстве

Исследования Эльконина Д., Леонтева А., Запорожца А., поддерживая мнение С. Выготского, конкретизируют ситуации, провоцирующие появление девиантного поведения подростков:

  1. Когда рост ребёнка формы и методика обучения остаются прежними, в итоге ребёнок не успевает приспособиться к реальности и к личностному общению.
  2. У ребёнка отсутствовал «игровой период» формирования навыков для дальнейшего развития. В отроческом периоде, он старается наверстать упущенное и упускает участие в свойственной этому возрасту деятельности.

Агрессивность подростков – один из видов девиантного поведения

Другой психолог Кон С. дал определение девиантного поведения как отклоняющемуся от признанных общепринятых норм морали, культуры, права, здоровья. Дисбаланс в одной сфере влечёт нарушения в другой. И. Кон считает, что противоправное поведение подростка — это следствие нарушения его психики.

Влияние социума

К факторам, влияющим на формирование дивиантных поступков подростка, С.Кон причисляет:

  • трудности, возникающие в связи с обучением в школе;
  • стрессовые ситуации вне школы;
  • влияние группы или субкультуры девиантной направленности.

В результате девиантного поведения подросток теряет самоуважение, соглашаясь с мнением окружающих его людей и о нём самом и его поступках. Участвуя в группах с отклоняющимся поведением, он стремится повысить свою самооценку, которую теряет в семье и школе, путём самоутверждающих поступков, в том числе девиантных.

Влияние социума может привести к неадекватному поведению

Исследования психолога В. Петровского объясняют такое поведение потребностью подростка быть, на его взгляд, «идеально представленным» в сознании других, но проблема в том, что личностью он может стать, только найдя своё место в социуме. Часто подросток примеряет разные роли, скрывая истинное лицо.

Эмиль Дюркгейм – основоположник девиантологии

Влияние родителей

Мухина В. считает, что основы девиантного поведения закладываются родителями в период роста ребёнка. В период тесного взаимодействия с ребёнком мать формирует потребность ребёнка в положительных эмоциях и доверии к людям.

Доверяя достижениям человечества, ребёнок осваивает их. Одновременно родители учат ребёнка сохранять свою обособленность, которая имеет важное значение для формирования индивидуальности.

В крайний вариант обособления ребёнок чувствует отчуждение себя от всего мира. Эта проблема связана с отсутствием личностной позиции, приводящей к недоверию, уходу от общения и попыткам суицида.

Обособление и присвоение являются противоположными элементами одного механизма, от которого зависит дальнейшее развитие личностных качеств ребёнка. В одних и тех же ситуациях у человека могут возникнуть, как зависть и стадность, так и сопереживание, самостоятельность.

Подростки жалуются на невнимание родителей

Поведение может быть нарушено вследствие аномалий характера, темперамента.

Психологи Личко А., Леонгард К., Шмишек С. провели исследования черт характера, которые могут стать причиной девиантного поведения.

Склонность к смене настроения без видимых причин, слабоволие, поверхностные отношения, страх почти всегда у подростков приводят к дезадаптации и резкому выбросу отрицательных эмоций.

Аномальный характер формируется путём закрепления негативных поступков в часто повторяющихся ситуациях.

Точка зрения ортодоксального психоанализа зарубежных психологов

Представителем этого направления является З. Фрейд. Он считал, что личность — это результат взаимодействия сдерживающих и побуждающих факторов.

Зигмунд Фрейд

Динамика развития личности зависит от инстинктивных действий:

  • источника возникновения первоначального импульса;
  • побуждения к удовлетворению;
  • цели (собственно, удовлетворение);
  • объект как носитель цели.

Сексуальность З. Фрейд называет основным мотивом человеческой жизнедеятельности.

Составляющие личности:

  • ид — инстинктивная часть, подчиняющаяся принципу получения удовольствия;
  • эго опирается на осознание своего места в реальности в ходе общения с другими индивидуумами;
  • суперэго противопоставляет себя эго, формируя сверхзадачу, стимулируя и сдерживая его.

Преследуя различные задачи, эго, ид и суперэго, порождают тяжёлый конфликт, справится с которым можно, только используя защитные механизмы. Личность формируется нормально, если они отлажены для поддержания равновесия между бессознательным и сознательным.

Теория личности по Фрейду предлолагает три составляющие

Исследования З. Фрейда показали, что в основе всех влечений личности лежит желание секса и смерти (либидо и тонатос), исключающие друг друга воспроизводство и разрушение.

Согласно теории ортодоксальной психологии, поведение человека закладывается в семье в ранние годы жизни, а те проблемы, которые возникают в подростковом возрасте — итог проблем раннего детства.

Причины девиантности подростков по Фрейду

Причины девиантного поведения подростков по З. Фрейду:

  • конфликт между желаниями эго и ограничениями суперэго;
  • диссонирующие отношения между тонатосом и либидо;
  • неправильно построенные защитные механизмы;
  • отрицательный опыт детского возраста.

    Наркомания – один из видов девиантности

Исследования эго-психологов

Эго-психолог Анна Фрейд считает, что причины аномальных поступков кроются в особенностях эго, дающего оценку возникающим конфликтам. В отличие от З. Фрейда, она обращает внимание поведению личности вовне.

Период подросткового возраста рассматривается как проблема перехода от жизни по принципу «получение удовольствия» к реальности. Так же, как З. Фрейд, она выделяла ид, эго и суперэго.

Ид — это сексуальные инстинкты, имеющие определённые фазы:

  • оральная фаза (стремление кусать, плевать);
  • анальная (в проявлении жёсткости и стремлении к разрушению);
  • фаллическая (хвастовство, власть, зазнайство);
  • фазы пубертатности, предпубертатности (асоциальное поведение).

суперэго всегда зависит от авторитетности и влияет на позицию человека по отношению к морали, царящей в обществе.

Конфликты с родителями приводят к нарушению нормального поведения

Конфликт с родителями всегда влечёт опасные изменения в личности подростка. Отсутствие родителей всегда влечёт риск потери суперэго.

Инстинктивные потребности подростков удовлетворяются немедленно, а это может быть опасным. По словам А. Фрейд, все дети в этом возрасте невежливы, непослушны, упрямы. В этом состоянии подросток должен быть сдерживаться взрослыми.

Самые распространенные конфликты подростков с родителями

Желание смерти, корысть, ревность, жадность А. Фрейд называет нормальными проявлениями детского поведения. Защитными механизмами от них при взрослении являются социальная адаптация, идентификация, интроекция и подражание.

Подростковый суицид – результат девиантности

У подростков под влиянием формирующегося активного суперэго чувствует свою индивидуальность, но она настолько слаба, что ещё долгое время ребёнок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Эго-психолог Эриксон Э. считает, что человеческая жизнь состоит из стадий роста, наиболее важной является общение с кругом лиц, который у подростков увеличивается и меняет направление его развития. Взросление Эриксон Э. определяет, как преодоление психологических и социальных кризисов, в результате которых формируется характер.

Признаки подросткового периода

Наиболее важными понятиями, сформулированными Эриксоном Э., являются эго- и групповая идентичность. Подростковый возраст — это стадия опасности, связанная со смешением ролей. Нередко подростки стремятся выполнять ту, которая противоречит той, которую хотят родители.

Индивидуальная психология о причинах аномального поведения

Исследования известного представителя индивидуальной психологии Адлера наиболее важным в формировании личности показали социум. Вся жизнь человека подчинена достижению сознательной или бессознательной цели. Основным стимулом развития Адлер назвал стремление быть лучшим.

Психолог Альфред Адлер

Роль Адлера в исследовании неправильного поведения подростков состоит в описание ситуаций, неизбежно приводящих к отсутствию интереса к жизни в обществе, развитию обособленного стиля жизни, изоляции в совокупности с чувством собственного превосходства:

  • состояние, связанное с физической неполноценностью;
  • отверженность;
  • избалованность.

Адлер утверждает, что дети с физическими недостатками могут преодолеть трудности и их последствия с превосходными результатами.

Отверженным детям впоследствии трудно самостоятельно воспитать в себе чувство любви и со временем они становятся жестокими и холодными.

Перечень качеств девиантных подростков

Избалованные дети не уверены в своих силах, так как не применяли их для удовлетворения потребностей.

Как проявляется стресс у подростков

Задачами жизни Адлер назвал дружбу, любовь и работу. Ещё в раннем детстве человек выбирает свой жизненный путь и его сценарий, которым впоследствии только следует. У подростков этот план дорабатывается. Основной целью всегда остаётся стремление быть лучшим, без удовлетворения этой потребности и отсутствия компенсации возникает чувство неполноценности.

Исследования теоретиков объектных отношений

Основным её автором является психолог Кляйн Мелани. В основу своей теории она поместила конфликт между стремлениями к безопасности и удовольствию. Человек постоянно стремится к удовлетворению потребностей в безопасной обстановке.

Мелани Кляйн и ее теория

Её прообраз — кормление ребёнка грудью. Этот стереотип человек проносит через всю жизнь. Кляйн М. выделяет понятия «хорошей» и «плохой» груди. Хорошая отвечает первичному стереотипу получения удовольствию, плохая — нет. Если ребёнок не может чётко отделить «хорошую» грудь от другой, возникает неприспособленность.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/issledovaniya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov.html

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: