- Рубрика “Заикание”
- Общая характеристика, медицинское определение понятия, код по МКБ-10
- В каком возрасте выше риск речевого нарушения?
- Этиология и патогенез
- Виды дефекта речи
- Симптомы у детей и взрослых
- Особенности проявления в разные возрастные периоды
- Установление диагноза
- Дают ли инвалидность при данном недуге и берут ли в армию?
- Лечение
- Как жить с заиканием?
- Логоневроз. Причины и лечение логоневроза в Петербурге (СПб)
- Причины логоневроза
- Коррекция и лечение логоневроза
- Куда обратиться для лечения логоневроза?
- Логоневроз у детей и взрослых: лечение и причины недуга. Код по мкб-10
- Причины заболевания у детей
- Симптомы у детей
- Лечение у детей
- Причины заболевания у взрослых
- Клиническая картина у взрослых
- Лечение у взрослых
- Чем логоневроз отличается от заикания?
- Код по МКБ-10
- Заикание у детей
- Производящие причины
- Невротическое заикание
- Неврозоподобное заикание
Рубрика “Заикание”
В речи здорового человека 7-10 процентов уходят на прерывание между словами. Заиканием можно считать речь, в которой этот показатель превышает 10 процентов.
Патология речевой организации встречается в обществе довольно часто, в основном у детей.
Что делать, если ребенок начал сильно заикаться, взрослый запинается в речи, что необходимо знать о запинках и заикании?
Общая характеристика, медицинское определение понятия, код по МКБ-10
Если говорить кратко, то заикание — это расстройство речи, которое проявляется в затрудненном произношении звуков и слогов, нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно сопровождается изменениями в тембре звука и приводит к нарушению плавности речи. Встречается также определение заикания как сложного психофизического нарушения.
Как по научному называется заикание, болезнь ли это? У этой патологии есть и другие варианты названия:
- логоневроз;
- лалоневроз;
- логоклония:
- баттаризм;
- бальбуцио.
Чем отличается заикание от логоневроза, в чем их различия? Все эти патологические состояния (логоневроз и другие) относятся к формам заикания, но проявляются все по разному.
К примеру, баттаризм — это такое же нарушение речи, но при котором слова произносятся размыто в очень быстром темпе и не договариваются до конца. В отличие от обычного заикания, отсутствуют судороги и психологическая неуверенность на публике.
В основном данными терминами для обозначения заикания пользуются в медицине (неврологии). Шифр логоневроза по МКБ-10 — F98.5
Статистика по заиканию, какова распространенность недуга:
- Заикание встречается чаще у детей в возрасте 3-5 лет. В этот период начинает развиваться речевая организация человека.
- Патология у мальчиков встречается больше чем у девочек приблизительно в 3 раза.
- Шанс развития данной патологии более высок в детских домах, чем в детских садах и начальных классах.
- Данной болезнью страдает 1-3% взрослого населения.
В каком возрасте выше риск речевого нарушения?
В каком возрасте вероятность, риск возникновения заикания выше? Наивысший риск возникновения патологии речи наблюдается в возрасте 3-5 лет. В этот период человек только начинает говорить.
Здесь могут играть несколько факторов:
- Наследственность: если у ребенка ближайшие родственники тоже страдали дефектом речи.
- Плохие языковые навыки: если ребенок еще не научился так быстро говорить, как думать. Это самое частое явление. Но и оно же быстро проходит в течении 1-2 лет.
- Психологические факторы: стресс, нервозность, низкая самооценка.
- Дефект нервной системы: тяжелая беременность, травма при родах.
Заикание у детей встречается намного чаще, чем у взрослых и подростков, но и лечится оно у них легче всех.
У взрослых и подростков оно возникает в результате психологических травм: страха, стресса и низкой самооценки. Из-за дефекта речи они могут замкнуться в себе, стать закомплексованными и у них может начаться депрессия.
Страдающим нарушением речи, особенно заикающимся взрослым, нужно срочное лечение.
Этиология и патогенез
Заикание — это психическое заболевание или нет? Определенные этиологические факторы заболевания неизвестны. Существуют только теории. Исследователи всё чаще рассматривают эту болезнь с нейрофизиологических и психологических позиций.
К примеру, наиболее распространенным фактором считают испуг. Ведь многие заикающиеся сообщают, что запинания в речи, заикание при зазговоре у взрослых людей и маленьких детей появились после некого сильного испуга.
Виды дефекта речи
Заикание делится на два типа:
- невротическое — развивается из-за психической травмы (стресс, испуг, психическое давление, психические воздействия с детства);
- неврозоподобное — нарушение моторики и артикуляции. Последствия сотрясения, травмы или воспаления головного мозга.
Симптомы у детей и взрослых
Симптомы могут быть разными из-за разновидностей заикания. Основные признаки расстройства речи легко опознать:
- Нарушение плавности речи, изменение в тембре и высоте голоса.
- Трудно начать говорить.
- У пациента может неестественно меняться мимика при разговоре, возможны тики лица, легкие подергивания.
- Наличие страха разговора.
- Добавление к своим словам лишних гласных звуков.
Особенности проявления в разные возрастные периоды
Что значит заикаться, как это проявляется:
- Заикание у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Нарушается двигательная система: при ходьбе, беге и играх локтевые суставы двигаются напряженно, сгибаются коленные суставы реже чем у сверстников. Это происходит из-за судорожных рефлексов речи, которые распространяются и на другие части тела.
- Заикание у детей младшего школьного возраста. Ребенок полностью учится сопоставлять свое дыхание с расстановкой слов и фраз. Он произносит их в фазе выдоха. В школе есть риск, что школьник с заиканием будет обеспокоен своим недугом, от чего усугубит свою ситуацию, вызывая судорожные запинки.
- Логоневроз у подростков. Дефект речи оказывает большое влияние на личностные характеристики человека, поскольку в данный период происходит перестройка и формирование психологического аспекта. При заикании у подростков наблюдается высокий риск развития логофобии, боязни собственной речи.
- Взрослые люди в основном болеют невротическим заиканием. Психологические травмы, приведшие к нарушению речи, могли быть очень трудными. Как правило, это самый тяжелый возраст для излечения. Этот недуг мог развиться из-за давно пережитой болезни. К примеру, вследствие инсульта или энцефалита. А также это может быть вторичное заболевание (взрослый человек мог болеть заиканием в детстве или подростковом возрасте).
Установление диагноза
Диагностировать речевую патологию очень просто. Ребенок или взрослый человек в какой-то момент резко начинает заикаться, запинаться. Речь нарушается, это замечает и сам заикающийся, и слушатель.
Диагностирует данную патологию не один специалист, а сразу несколько: по исправлению речевых дефектов — логопед, невролог, кроме них стоит обследоваться и у психотерапевта.
Дают ли инвалидность при данном недуге и берут ли в армию?
Шанс получения инвалидности при данном дефекте мал. Это зависит от степени тяжести заболевания. Если болезнь сопровождается глубоким страхом, неконтролируемыми жестами и продолжается больше года и без особых улучшений, то возрастает вероятность получить группу инвалидности.
С армией дело обстоит также. Но если заикание умеренное и с незначительными ограничениями жизнедеятельности, то человек годен к военной службе с ограничениями.
Лечение
Если ребенок, а особенно взрослый, иногда немного заикается, запинается или стал сильно заикаться, лечение логоневроза необходимо. Рекомендации лечения детского заикания:
- Самый первый и главный шаг — показать ребенка хорошему логопеду, если вы видите, что у ребенка нет никакого прогресса в избавлении от запинания, то попробуйте показать его другому специалисту.
- Не волнуйте ребенка и не давите на него. Примите его патологию адекватно. Заикание — распространенная заболевание среди детей-дошкольников. И его лечение не слишком сложное. Объясните это ребенку, чтобы он ничего не боялся.
- Лечение дома также важно как и у логопеда. Не игнорируйте это заболевание, над ним должна бороться вся семья без исключения. Не переставайте общаться с ребенком, отнеситесь к этому более ответственно. От семьи зависит многое. Делайте гимнастику речи и гимнастику для дыхания.
- После того как ребенок избавился от болезни, не переставайте ходить к логопеду! Всегда есть риск, что расстройство речи может вернуться внезапно.
Методы для лечения расстройства речи у взрослых бывают логопедические, психотерапевтические и медикаментозные:
- Логопедический: работа над речью с логопедом.
- Психотерапевтический: работа над отношением пациента к неврозу речи в виде бесед с специалистом.
- Медикаментозный: прием специальных противосудорожных лекарств и седативных средств. Выписываются в индивидуальном порядке от врача.
Как жить с заиканием?
Теперь вы знаете, в чем разница, отличия между логоневрозом и заиканием, что это такое и каковы особенности проявления недуга в разные возрастные периоды у детей и человека во взрослом возрасте.
Многим людям не удается справиться с недугом. И тут люди делятся на два типа. У одних падает самооценка, а другие свыкаются с этим и живут вполне счастливо. Для начала нужно осознать, что вы не больны, у вас просто есть речевой дефект. Ходите к психотерапевту, не занимайтесь самобичеванием.
Главное то, как вы относитесь к данному дефекту. Говорите себе, что вы легко можете выражать своё мнение, будьте уверены в себе. Сформировав в себе позитивное мышление, вы забудете о всех недугах.
Не бойтесь выражать свою точку зрения во всех разговорах и обсуждениях. Не стройте сами себе психологические барьеры. Ни в чём себя не ограничивайте, ставьте себе цели.
Заикание — распространенный дефект речи, некий внутренний протест организма. Его не надо бояться, его вполне возможно вылечить при должном внимании.
Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie
Логоневроз. Причины и лечение логоневроза в Петербурге (СПб)
Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью. Логоневроз по МКБ-10 имеет код F98.5 – это заикание/запинание.
Логоневроз и заикание являются синонимичными понятиями, но чтобы понять разницу между ними, стоит обратить внимание на причины заикания. Если заикание носит невротический характер, то это логоневроз. Помимо этого бывает еще неврозоподобное или органическое заикание, связанное с физиологическими причинами.
Ниже пойдет речь именно о невротическом заикании.
Логоневроз мешает человеку полноценно жить, поэтому с ним нужно начинать бороться в детском возрасте и как можно раньше.
Чем раньше выявлено нарушение, тем проще его исправить и тем меньше имеется сопутствующих проблем (неуверенность в себе, низкая самооценка, тревога, боязнь говорить — логофобия). Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза.
По статистике логоневроз появляется в дошкольном возрасте. Мальчики в три раза чаще заикаются, чем девочки. Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.
Причины логоневроза
В настоящее время точные причины возникновения логоневроза неизвестны. Среди возможных причин называют:
- Недоразвитие или дефекты артикуляционного аппарата;
- При обучении разговорной речи мозг ребенка подвергался большой нагрузке, поэтому произошел сбой, ведущий к появлению дефекта речи.
- Подражание. Если ребенок общается с заикающимся родственником, он копирует такую манеру общения.
- Раннее развитие речи ребенка. Голосовые мышцы не успевают справляться с большим словарным запасом, если их формирование не завершилось.
- Нездоровая атмосфера в кругу семьи, недостаток внимания. Дети заикаются, желая подсознательно привлечь внимание родных людей.
- Строгость в воспитании и порицание (наказание) за шалости.
- Раннее обучение ребенка языкам. Из-за перенасыщения детский мозг не успевает овладевать информацией.
- Заучивание наизусть огромных и сложных стихов. Речевой аппарат не выносит тяжелой нагрузки. Если этот факт не учесть, может развиться логоневроз.
- Переучивание левши на правшу, при котором ребенок получает большой стресс.
- Полученный сильный стресс или испуг.
Коррекция и лечение логоневроза
Диагноз «Логоневроз» обычно ставят в детском или подростковом возрасте. Если у вашего ребенка возник логоневроз, лечение необходимо начинать незамедлительно.
Обнаружив у ребенка речевые дефекты, родители должны показать его грамотным специалистам.
При заикании врачи в основном назначают применение медицинских препаратов. Употребление одних лекарственных средств без психотерапии не приводит к ожидаемому результату, потому что полноценная коррекция речи возможна только при занятиях с логопедом и психологом.
Также не стоит заниматься самолечением, а лучше обратиться к специалистам, так как проблему можно усугубить.
Специалисты центра Ember корректируют логоневроз у детей без назначения медицинских препаратов. Применяются специально разработанные методики, помогающие детям и взрослым навсегда избавиться от заикания.
Мероприятия, проводимые специалистами перед началом занятий:
- Обследование клиента и выяснение причины речевого дефекта.
- Определение необходимой программы коррекции.
- Назначение регулярных занятий с постепенным усложнением.
Немаловажную роль в коррекции логоневроза у детей играют родители. Их задача:
- Организовать режим дня ребенка с дневным и полноценным ночным сном.
- Ограничить просмотр мультфильмов и доступ к компьютеру. Ограничение снижает перенапряжение мозговой деятельности.
- Организовать правильное, медленное и спокойное общение, четко проговаривать слова при беседе с ребенком. Тяжелые слова проговаривать неоднократно вместе с ним.
- Охранять речь ребенка. Читать знакомые книжки, не заучивать наизусть стихи, не просить пересказывать сказки, пока заикание полностью не пройдет.
- Выбирать спокойные игры: лепка, конструктор, рисование. В процессе игры ребенку нужно проговаривать выполняемые действия.
Взрослого человека лечить сложнее, чем ребенка, так как психика и речь ребенка более пластичны, дети имеют более высокий потенциал к компенсации дефектов. Со взрослыми коррекция логоневроза происходит тяжелей и дольше по времени.
Но при желании клиента и регулярности занятий логоневроз у взрослых также устраняется.
Для коррекции логоневроза клиенту нужно строго соблюдать рекомендации, назначенные специалистом.
В некоторых случаях нужно будет молчать на протяжении нескольких дней и выполнять специальные упражнения.
Куда обратиться для лечения логоневроза?
На протяжении всего времени существования центра Ember наши специалисты успешно избавляют от логоневроза своих клиентов (взрослых и детей).
Заниматься коррекцией логоневроза должны грамотные специалисты.
Обращайтесь в наш центр и наши специалисты навсегда избавят вас или ваших близких от логоневроза.
При необходимости занятия могут проходить на дому, в комфортной и знакомой клиенту обстановке.
Запишитесь на первичный приём по коррекции логоневроза по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Источник: https://emberint.ru/articles/logonevroz/
Логоневроз у детей и взрослых: лечение и причины недуга. Код по мкб-10
Логоневроз – это судорога-образные движения, которые распространяются по гортанной и артикуляционной мускулатуре, появляются они в начале речи или в ее середине. Больной на определенном звуке запинается, делает паузу или тянет звук.
Клиническая картина патологии напоминает тонические или клонические судороги. При тоническом логоневрозе пациент делает звуковую остановку, а при клоническом повторяет слова или звуки. Заболевание имеет 4 фазы развития, это достаточно серьезная личностная проблема, которая вносит ограничения в способность человека полноценно общаться.
Логоневроз нарушает ритмичность и плавность речи человека. Речь начинает формироваться у детей до года, а заканчивается к 7 годам. Начальные стадии логоневроза проявляются в повторении букв и протягивании слогов.
Причины заболевания у детей
Логоневроз не связан с нарушениями или патологиями речевого аппарата – это невротическая форма заболевания.
Справка! Логоневроз часто сопровождается дрожанием челюсти, мышечным напряжением лица, частым морганием.
Логоневроз становится более выраженным когда ребенок волнуется и не может выразить свои мысли. На какое-то время признаки речевого невроза могут отступать, и тогда речь ребенка становится плавной, однако, в сложной психологической ситуации проблема обостряется, и интенсивность клинической картины усиливается.
Закономерность – чем сильнее нервничает ребенок, тем ярче признаки логоневроза, в результате формируется стойкая цепочка.
Факторы, которые провоцируют логоневроз в детском возрасте:
- Лабильная нервная система. Ребенок тревожный, плаксивый, раздражительный.
- Недостаточность центральной нервной системы, возникавшая в результате нарушений при внутриутробном развитии, травм при родах, а также недугов, перенесенных в раннем возрасте.
- Особенности развития речи индивидуального характера. Слишком интенсивное развитие фазовой речи, слишком резкое введение второго языка в момент, когда малыш еще не полностью освоил свой родной язык.
- Наследственная слабость центральных речевых механизмов.
- Патогенное внешнее влияние, которое подкрепляет предрасполагающие факторы для развития речевого невроза.
- Расторможенность нервной системы ребенка, что приводит к скомканности и размытости речи, позднее становление речи.
- Некоторые физические недостатки, формирующие комплексы и чувство неполноценности.
В группе риска дети:
- к которым взрослые предъявляют слишком завышенные требования;
- родители которых излишне строги, постоянно их контролируют, выставляют противоречивые требования и не имеют единой стратегии воспитания;
- которые не имеют должного эмоционального контакта, поддержки и заботы;
- перенесшие острые стрессы или психологические травмы.
Симптомы у детей
Речевой невроз характеризуется паузами во время разговора, кроме того, признаки патологии могут быть следующими:
- ребенок несколько раз повторяет определенные звуки, слоги или слова;
- имеются проблемы с произношением определенных слогов или слов;
- наблюдаются спазмы гортани;
- нехватка воздуха.
Вместе с перечисленным признаками у ребенка отмечается наличие дыхательных и артикуляционных судорог, а также наблюдается:
- чувство страха;
- повышенная тревожность;
- низкая самооценка;
- усиленное потоотделение;
- беспокойный сон.
В некоторых случаях при произношении слогов или слов у ребенка меняется выражение лица, возможно появление гримас, тиков.
Лечение у детей
Диагностикой и лечением логоневроза занимается логопед, кроме того необходима консультация с психологом, психиатром и терапевтом.
Очень важно изучить наследственность малыша и обстоятельства, которые спровоцировали развитие патологии.
После того, как форма речевого отклонения и его первопричина определена, врач исследует фонематический слух, лексико-грамматическую речь и звукопроизношение.
Лечение направлено на купирование слишком сильного возбуждения нервной системы ребенка. Для этого используются разные подходы – фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия.
Если после курса лечения в психологическом состоянии ребенка наблюдаются улучшения, восстановление нормальной работы речевого аппарата становится возможным.
Медикаментозное лечение ребенка подбирается с учетом степени неврологического заболевания. Возможно врач назначит препараты, которые влияют на активность мозговых процессов, транквилизаторы, успокоительные средства, витамины.
Важно! Выписывать препараты может только врач, самостоятельное медикаментозное лечение категорически противопоказано.
Слишком уповать на медикаменты не стоит, часто наблюдается возвращение патологии, как только терапевтический курс закончится. Поэтому во время лечения недуга крайне важно найти и устранить первопричины патологии.
Массаж при логоневрозе могут проводить только логопеды, поскольку очень важно знать механизм работы аппарата речи. Неплохие результаты показывает точечный массаж, если после массажа заикание усиливается, это свидетельствует о тяжелой патологии.
Дыхательная гимнастика позволяет нормализовать дыхательный ритм, а также укрепить мускулатуру ребенка. Физические нагрузки показаны в утреннее время суток.
Важно! Не стоит думать, что логоневроз вылечится самостоятельно когда ребенок подрастет. К большому сожалению, такое явление достаточно редко, чаще всего без лечения речевой невроз остается у ребенка на всю жизнь, и существенно снижает его самооценку.
Чтобы предупредить патологию необходимо создавать в семье умиротворенную обстановку, желательно не повышать голос на ребенка, и на ошибки указывать дружеским тоном. Родителям рекомендуется говорить спокойно и плавно. Важно соблюдать режим дня, вечером не стоит включать ребенку мультики, играть в шумные игры. Нужно исключить прочтение страшных сказок, которые могут напугать ребенка.
Причины заболевания у взрослых
Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.
Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:
- Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
- Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.
Клиническая картина у взрослых
Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:
- повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
- растягивание букв и слогов, удлинение слов;
- усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
- напряжение мышц лица;
- спазм дыхания;
- дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
- повышение интенсивности мимики.
Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с ым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.
Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие.
С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии.
Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.
Лечение у взрослых
Лечение направлено на восстановление правильной работы нервной системы, поэтому врачи применяют фитотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, медикаментозные средства (Глицин, Ново-пассит).
Каким будет лечение определяет невролог после тщательного осмотра пациента. Часто используется комплексное лечение – прием седативных препаратов, народная медицина, мануальная терапия, массаж, иглорефлексотерапия.
Перечисленные методы существенно улучшают эмоциональный фон пациента, способствуют нормализации нервных импульсов, снижают возбуждение вегетативной нервной системы, улучшают настроение и сон.
Логопедическое лечение тоже назначается в обязательном порядке. С помощью логопеда пациент учится правильному дыханию, что значительно купирует симптомы заболевания.
В некоторых случаях проблема устраняется частично, либо заикание возвращается после курса терапии. Тогда необходимо более серьезное лечение. Нужна помощь психотерапевта, который покажет пациенту приемы релаксации и аутотренинга, поможет победить страхи и минимизировать последствия психологической травмы. Используются:
- групповая терапия;
- аутогенные тренировки;
- когнитивно-поведенческая терапия;
- гештальт-терапия.
Могут быть назначены медикаментозные средства:
- Пантогам;
- Пирацетам;
- Фенибут;
- Фенотропил;
- Ноофен;
- Анвифен;
- Гопантам и прочие ноотропные препараты.
Чем логоневроз отличается от заикания?
Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:
- невротическое – логоневроз;
- неврозоподобное или органическое.
При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.
Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.
В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.
Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.
Можно ли получать права при логоневрозе?
Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.
Код по МКБ-10
Согласно Международной классификации болезней логоневрозу присвоен код F-98.5.
Коррекция невротического заикания – сложный и достаточно длительный процесс, лечение должно проводится не только логопедом, но и психотерапевтом, неврологом и психологом.
Так как в основе развития патологии лечит психотравма, отдельная работа логопеда будет неэффективной до тех пор, пока психотравмирующая ситуация продолжает воздействовать на пациента.
Если в семье ребенка с логоневрозом имеются проблемы, очень кстати будет помощь психотерапевта, который поможет наладить микроклимат в семье, что даст ребенку возможность расслабиться и чувствовать себя более спокойно и уверенно. Психолог объяснит как избавиться от провоцирующих психологических факторов, а невролог назначит лечение, которое купирует судорожную готовность.
Про логоневроз, его причины, методы лечения.
При своевременном обращении за помощью и при комплексном подходе к лечению, прогноз заболевания благоприятный, но многое зависит не только от грамотности и квалификации врача, но и от желания самого пациента избавиться от проблемы.
Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/logonevroz-u-detej-i-vzroslyh.html
Заикание у детей
Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, ом или дыхательном отделе речевого аппарата.
Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром.
Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС.
Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.
Заикание у детей
Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:
Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.
Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.
Производящие причины
Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей. Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать:
- тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.);
- ЧМТ;
- гипотрофия;
- рахит;
- интоксикации;
- одномоментные психические потрясения или длительная травматизация психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.
К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости.
В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией).
Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.
В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей:
- невротическую (логоневроз). Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством;
- неврозоподобную. Неврозоподобное заикание связано с органическим поражением нервной системы.
По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях:
- Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению.
- При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.
- При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.
В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:
- волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
- постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
- рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.
При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры.
По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими.
Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»).
Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, ыми (фонационными), дыхательными и смешанными.
Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.
Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п.
Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.).
К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.
Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.
Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.
Невротическое заикание
В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.
У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-ые судороги.
Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями.
Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
Неврозоподобное заикание
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь.
Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е.
в период становления фразовой речи.
Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны.
Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.
Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.
При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.
Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром.
Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.
Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.
В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.
Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.
В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.
Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно.
- Подготовительный этап. На предварительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
- Тренировочный этап. Проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи.
- Заключительный этап. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.
Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.
Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).
При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.
Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/children-stuttering