- Задержка речевого развития или ЗРР – причины, симптомы, коррекция
- Признаки задержки речевого развития
- Причины задержки речевого развития у детей
- Диагностика задержки речевого развития
- Возможные последствия
- Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
- Прогноз и профилактика задержки речевого развития
- Задержка речевого развития – ВСЁ О ДЕТЯХ
- Нормы развития речи
- Признаки ЗРР:
- Причины задержки речевого развития
- Диагностика ЗРР
- Что могут сделать родители
- Задержка предречевого развития
- Диагностика
- Лечение задержки полового развития
- Осложнения и последствия
- Профилактика задержки полового развития
- Дополнительно
- Как проявляется задержка речевого развития у детей
- Как проявляется ЗРР
- Причины патологии у детей
- Как отличить ЗРР от других расстройств
- Лечение задержки речевого развития
- Медицинская помощь ребенку
- Социальная поддержка
- Прогноз для детей с расстройством
- Профилактика ЗРР
- Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей
- Причины ЗПРР
- Симптомы ЗПРР
- Лечение ЗПРР
Задержка речевого развития или ЗРР – причины, симптомы, коррекция
Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.
И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.
Признаки задержки речевого развития
Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют ой, артикуляционный и дыхательный отделы.
Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.
Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.
Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.
К признакам ЗРР относятся:
- отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
- отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
- неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
- невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
- неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
- отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
- предпочтение других способов общения (мимика, жесты).
При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.
Причины задержки речевого развития у детей
Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.
Биологические предпосылки ЗРР:
- тугоухость;
- гипоксии;
- незначительные мозговые дисфункции;
- недоношенность или рождение позже установленного срока;
- травмы во время родов;
- недоразвитость мышц рта и лица;
- энцефалиты;
- менингиты;
- повышенное внутричерепное давление;
- осложнения после вакцинации;
- гипотрофия.
Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.
Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.
В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.
Диагностика задержки речевого развития
Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.
В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.
Диагностические меры состоят из следующих:
- неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
- оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
- логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.
Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.
Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, ые проявления малыша.
В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.
Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.
Возможные последствия
Если родители вовремя предпринимают меры и отправляют ребенка к логопеду или психологу, никаких негативных последствий не будет. Оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Чем позднее мама спохватится, тем сложнее будет протекать коррекция.
При позднем обращении к специалисту или игнорированию отсутствия речи задержки психического развития приводят:
- к отставанию ребенка от сверстников в психологическом и интеллектуальном смыслах;
- к усилению этого различия по мере взросления: чем старше ребенок становится, тем более очевидным будет его отставание;
- к ошибочному построению речи, упрощенному мышлению;
- к трудностям во время учебы.
Ребенку будет сложно адаптироваться в коллективе, в будущем будет все сложнее выстраивать отношения и становиться частью социума.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.
Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.
Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где “учитель” (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.
Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:
- логопедический массаж;
- прием ноотропных средств;
- физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).
Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.
Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.
Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.
Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.
Логопеды чаще всего используют несколько методов:
- лечебные дидактические игры (упражнения);
- творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
- способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
- расширение активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).
Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.
Прогноз и профилактика задержки речевого развития
Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.
Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.
Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).
К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.
Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.
Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.
Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.
Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.
Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.
Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.
Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.
Источник: https://logoprav.ru/defekty/zaderzhka-rechevogo-razvitiya
Задержка речевого развития – ВСЁ О ДЕТЯХ
Задержка речевого развития(ЗРР) – характеризуется более поздними, по сравнению с нормой, темпами усвоения родного языка, детьми младше 3-х лет. Этим термином обозначают речевые нарушения у детей до трёхлетнего возраста. Интеллект и понимание речи при ЗРР сохранены.
ЗРР чаще всего встречается у мальчиков, чем у девочек, так как межполушарные отделы мозга развиваются по разному.
Нормы развития речи
Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и ые. Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика.
Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :
- Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
- Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
- Лепетные слова : с 8 месяцев
- Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.
Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).
Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается. Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит.
В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.).
Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами.
“Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.
В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.
В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.
С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.
Признаки ЗРР:
- Мало гулит и лепечет, очень тихий ребёнок, который мало издаёт звуков.
- Малыш в 4 месяца не реагирует на общение близкого ему человеку, не улыбается, не показывает комплекс оживления.
- Первое слово появилось только после года.
- В 1,5 года не понимает простых просьб, не отзывается на свое имя. Не пытается повторять слова за взрослым.
- Активный словарь формируется слишком медленно.
- Отсутствие фразовой речи в 2,5 года.
- Ребенок пользуется только жестами и мимикой, чтобы объяснить что ему необходимо.
Если вы заметили у вашего ребенка отклонения от каких то норм, или какой то из этих признаков, то лучше надо обратиться к специалисту.
Правильно оценить речь вашего ребёнку могут педиатр, невролог, логопед и детский психиатр.
Причины задержки речевого развития
Вызвать задержку в развитии речи могут биологические факторы (органические нарушения) и психологические (педагогическая запущенность).
Рассмотрим несколько основных биологических причин :
- Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями слуха (тугоухость). Слух очень важен для правильного развития малыша, поэтому важно, если вы заметили какие то подозрения на сниженный слух у ребёнка, проверить у специалиста.
- ППЦНС (перенаталтное поражение центральной нервной системы). Это может быть связано с гипоксией во время беременности, родовые травмы, недоношеннсть.
- Инфекционные заболевания в раннем возрасте: черепно – мозговые травмы, ядерная желтуха у новорождённых, частые инфекции, которые ослабили имуннитет ребёнка.
- Наследственнный фактор также играет роль: если кто то из родителей начал поздно говорить, то может и ребёнок поздно заговорить.
Часто ЗРР появляется после заболеваний связанных с мозговыми оболочками. Также как прошли роды, не было ли асфикии, родовых травм.
Социальные факторы – это психологические причины задержки речевого развития:
- Педагогическая запущенность – с ребёнком с рождения мало разговаривают, уделяют недостаточно внимания и воспитания, не занимаются ребёнком.
- Тяжёлая психическая травма в раннем возрасте, постоянные стресссовые ситуации
- Невостребованность речи – ребёнка слишком опекают, и угадывают все его желания наперёд, зачем ему стараться говорить, если мама и так знает что ему нужно.
- Билингвизм – если семья двуязычная, то ребёнку трудно освоить сразу два языка, из за чего возникает задержка речи.
Также отмечаются сочетание, сразу нескольких факторов различного происхождения в задержки развития речи у детей.
Диагностика ЗРР
Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.
При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.
Логопед также оценит:
- то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
- то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
- если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
- развитие звука и ясность речи.
- орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)
Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.
Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.
Что могут сделать родители
Как и многое другое, развитие речи-это смесь природы и воспитания. Генетическая структура будет, в частности, определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Адекватно ли стимулируется ребенок дома или в детском саду? Существуют ли возможности для обмена информацией и участия? Какую обратную связь получает ребенок?
Когда речь, язык, слух или проблемы развития действительно существуют, раннее вмешательство может обеспечить помощь, в которой нуждается ребенок. А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете научиться стимулировать развитие речи.
Вот несколько общих советов, которые можно использовать в домашних условиях:
- Проводите много времени в общении с ребенком, даже в младенчестве-разговаривайте, пойте, поощряйте подражание звукам и жестам.
- Читайте ребенку, начиная с 6 месяцев. Вам не нужно заканчивать целую книгу, но ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книги с картинками, которые поощряют детей смотреть, пока вы называете картинки. Попробуйте начать с классической книги. Позже пусть ваш ребенок укажет на узнаваемые картинки и попробует назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмическую привлекательность. Переходите к предсказуемым книгам (таким как “Косолапый мишка”), которые позволяют детям предвидеть, что произойдет. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
- Используйте повседневные ситуации, чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка. Другими словами, говорите о своем пути в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, укажите на предметы вокруг дома, а когда вы едете, укажите на звуки, которые вы слышите.
- Задавайте вопросы и признавайте ответы вашего ребенка (даже если они трудны для понимания).
- Говорите просто, но никогда не используйте «детский лепет».
Независимо от возраста вашего ребенка, распознавание и лечение проблем на ранней стадии является лучшим подходом, чтобы помочь с речевыми и языковыми задержками. При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, будет лучше общаться с вами и остальным миром.
Источник: https://kulin22.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/
Задержка предречевого развития
- Отсутствие менструаций (ежемесячных маточных кровотечений, связанных с физиологическим отторжением эндометрия — внутреннего слоя слизистой оболочки матки) до 16 лет.
- Отсутствие развития молочных желез до 13 лет.
- Отсутствие или скудный рост волос в подмышечных впадинах, на лобке (в некоторых случаях).
- Несоответствие роста и веса возрастным нормам (в некоторых случаях).
- Отсутствие или неправильное развитие органов половой системы (больших и малых половых губ, влагалища, матки, яичников, маточных труб).
- Наследственная предрасположенность к замедлению роста и развития, в том числе полового созревания, передается из поколения в поколение. В этом случае созревание завершается успешно в более позднем возрасте, что впоследствии не сказывается на детородной функции и здоровье.
- Нарушение работы гипоталамуса и гипофиза (отделов головного мозга, способных вырабатывать гормоны) и недостаточная выработка гормонов, стимулирующих половое развитие, что происходит в результате:
- врожденных особенностей строения головного мозга;
- осложнений после перенесенных вирусных и бактериальных инфекций;
- последствий травм головного мозга;
- нарушения кровоснабжения отделов головного мозга;
- опухолей головного мозга;
- неполноценного питания и истощения;
- избыточных физических нагрузок (например, у юных спортсменок);
- отравлений ядами (например, свинцом);
- облучения (воздействие радиации, лучевая терапия).
- Недоразвитие или отсутствие яичников — женских половых желез — и снижение выработки эстрогена — женского полового гормона, — которое может быть при:
- врожденных болезнях, связанных с мутацией (поломкой) во время внутриутробного развития;
- осложнениях бактериальных и вирусных инфекций;
- удалении яичников в детстве.
- Синдром резистентных яичников (женские половые железы не реагируют на стимулирующее влияние гормонов, что приводит к снижению выработки ими собственных половых гормонов).
LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!
Диагностика
- Анализ анамнеза заболевания и жалоб (были ли менструации (ежемесячные маточные кровотечения, связанные с физиологическим отторжением эндометрия — внутреннего слоя слизистой оболочки матки), когда они прекратились, связано ли это со стрессом, заболеваниями, инфекциями, физической нагрузкой, похудением и т. д.).
- Анализ наследственного анамнеза (были ли подобные нарушения развития у ближайших родственниц по материнской линии – мамы, бабушки, сестры, тети).
- Анализ акушерско-гинекологического анамнеза (перенесенные гинекологические заболевания, операции, заболевания, передающиеся половым путем, количество беременностей, абортов и т. д.).
- Гинекологический осмотр с обязательным бимануальным (двуручным) влагалищным исследованием. Гинеколог двумя руками на ощупь (пальпаторно) определяет, правильно ли развиты половые органы, каковы размеры матки, яичников, шейки матки, их соотношение, состояние связочного аппарата матки и области придатков, их подвижность, болезненность и пр.
- Общий осмотр — выявление возможных признаков соматических (неполовых) заболеваний: тип телосложения, распределение и количество жировой ткани, стрии (полосы на коже), тип оволосения, развитие молочных желез и выделения из соска и др.
- Определение костного возраста — биологического возраста по рентгеновским снимкам костей кисти, чтобы сравнить истинный (костный) возраст с паспортным и выявить вероятную степень отставания девушки в общем физическом развитии.
- Генетическое исследование для определения возможных мутаций (наследственных поломок): определение количества, размера и строения хромосом (носителей наследственной информации). Для генетического исследования необходимо сдать кровь из вены. После специальной обработки и окрашивания препарата лаборант изучает особенности хромосом в клетке крови под микроскопом.
- Лабораторное определение гормонов в крови. Перечень гормонов зависит от конкретной ситуации и определяется врачом. Чаще всего это: гормоны щитовидной железы, половые гормоны, гормоны надпочечников, гормоны гипофиза.
- Рентгенография черепа – проводится с целью выявления возможных опухолей гипофиза, гипоталамуса (отделов головного мозга, способных вырабатывать гормоны).
- МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга — проводится для исключения анатомических особенностей строения или опухолей головного мозга.
- Ультразвуковая диагностика (УЗИ) органов малого таза для исключения беременности, аномалий строения половых органов.
- Лапароскопия: с помощью эндоскопа (длинной трубки с камерой на конце), введенного в полость живота через точечные разрезы на передней брюшной стенке, удается определить состояние матки, маточных труб и яичников.
- Биопсия (взятие кусочка ткани) яичников с последующим микроскопическим исследованием образца ткани для исключения возможных злокачественных изменений.
- Консультация гинеколога-эндокринолога, эндокринолога.
Лечение задержки полового развития
Лечебные рекомендации различны в зависимости от причины замедления полового созревания.
- Диетотерапия, направленная на восстановление нормальной массы тела (борьба с истощением).
- Нормализация психического статуса: психотерапия, прием успокоительных средств.
- Витаминотерапия (прием фолиевой кислоты, витамина В6, витамина Е, аскорбиновой кислоты и др.).
- Длительный, в некоторых случаях пожизненный прием половых гормонов (синтетических аналогов эстрогена и/или прогестерона) и гормонов, стимулирующих рост организма (соматотропного гормона), в случае отставания в росте. Под действием гормональной терапии происходит ускорение полового созревания.
- Прием препаратов кальция для правильного роста и формирования костей скелета на фоне стимулирующей гормональной терапии.
- Хирургическое лечение проводится при наличии опухолей (гипофиза, гипоталамуса, яичников), анатомических дефектов половых органов или врожденных аномалий развития.
Осложнения и последствия
В случае, когда замедление полового развития имеет наследственный, семейный характер и не связано с отсутствием половых желез, окончательное половое созревание завершается успешно, хотя и с некоторым отставанием от сверстников, что никак не сказывается на детородной функции девушки.
У девочек, которым показана постоянная терапия гормонами (заместительная гормональная терапия), при соблюдении всех медицинских рекомендаций отмечается благоприятный для жизни и здоровья прогноз.
Естественная беременность, как правило, не наступает, однако возможно экстракорпоральное оплодотворение (искусственное оплодотворение в пробирке и введение оплодотворенной делящейся яйцеклетки (эмбриона) в матку) и вынашивание беременности на фоне продолжающейся терапии гормонами.
При отсутствии лечения или при несоблюдении режима приема препаратов возможны:
Профилактика задержки полового развития
- Рациональное и сбалансированное питание (употребление продуктов с высоким содержанием клетчатки (зелень, овощи, фрукты), отказ от жареной, консервированной, слишком горячей и острой пищи).
- Контроль массы тела.
- Регулярное посещение гинеколога (2 раза в год).
Дополнительно
Задержка полового развития может быть следствием различных заболеваний и состояний (например, неполноценного питания, истощения, резкого похудения), а также являться самостоятельным заболеванием (например, врожденные формы задержки полового развития).
Источник: lookmedbook.ru
Источник: https://naturalpeople.ru/zaderzhka-predrechevogo-razvitija/
Как проявляется задержка речевого развития у детей
Задержка развития речи у ребенка — опасное отклонение, которое при несвоевременной помощи может привести к появлению психических расстройств, отсутствию навыков самообслуживания, плохой обучаемости и т.д. Патология характеризуется запоздалым или недостаточным освоением родного языка. Поставить диагноз могут в 2-3 года, однако первые признаки появляются раньше.
Как проявляется ЗРР
Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.
Основные симптомы заболевания связаны с дисфункцией артикуляционного аппарата. В зависимости от степени выраженности процесса и наличия иных отклонений признаки могут различаться.
ЗРР у детей проявляется следующим образом:
- В 4 месяца. Отсутствует реакция на жесты и слова окружающих людей. Эмоциональность выражена слабо. Мимика почти не проявляется.
- В 8 месяцев. В норме в лексиконе должны появляться первые лепетные слова, состоящие из одинаковых простых слогов. Дети с задержкой речевого развития лишь осваивают отдельные звуки или вовсе не пытаются разговаривать.
- В 1 год. Ребенок тихий. Молчит или издает звуки крайне редко.
- В 1,5 года. В это время у детей лексикон пополняется простыми словами («мама», «баба», «дай»). Ребенок с ЗРР в лучшем случае только начинает выговаривать отдельные слоги. Пассивное понимание речи слабое или отсутствует. Нет реакции на просьбы или обращение по имени. Если затронут мышечный аппарат или центральная нервная система, ребенок не может жевать.
- В 2 года. При благоприятном стечении обстоятельств начинает нарабатываться словарный запас, однако дети овладевают лишь простыми конструкциями. Лексикон сильно ограничен. Ребенок с трудом выражает свои мысли, его сложно понять. Он не повторяет новые слова за взрослыми.
- В 3 года. До 3 лет продолжается расширение лексикона, однако он по-прежнему ограничен и состоит из 5-20 слов. Отсутствует навык составления даже простых предложений. Дети с задержкой речевого развития не знают названия предметов, животных, частей тела и т.д. Ребенок не понимает сказки, плохо осознает смысл услышанного. Речь невнятная, либо слишком медленная, либо быстрая. Некоторые дети, когда к ним обращаются, повторяют за взрослыми.
В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение.
После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы. Воображение развито слабо. Возможность проявлять эмоции ограничена. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками.
Нередко ЗРР сопровождает аутизм и ДЦП.
Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.
Причины патологии у детей
Причины развития ЗРР делят на первичные и вторичные. Первые связаны с течением беременности и родов. Наиболее опасны факторы, воздействующие на плод на 3-4-м месяце.
В это время происходит формирование структур головного мозга. При первичных причинах ЗРР нередко становится лишь следствием других патологий.
Привести к возникновению отклонений могут инфекции, интоксикация, токсикоз, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, родовые травмы и т.д.
Вторичные причины связаны с внешними факторами, которые влияют на воспитание, здоровье и состояние психики ребенка. ЗРР может возникнуть как последствие вакцинации или тяжело перенесенного заболевания. Иногда его развитие спровоцировано тугоухостью.
Если ребенок лишен слуха, его речь не может полноценно формироваться. Часто ЗРР выявляется у детей из неблагополучных семей. Это связано с отсутствием внимания. Иногда задержка возникает из-за гиперопеки или двуязычия в семье.
Как отличить ЗРР от других расстройств
Чаще всего ЗРР приходится дифференцировать от ИРР (индивидуальных речевых различий), реже — от дислалии (нарушения произношения звуков при сохранении слуха и функции артикуляционного аппарата).
ЗРР отличается от иных расстройств тем, что при них даже после комплексных коррекционных мероприятий полностью нормализовать состояние ребенка не удается. Это может быть связано с тяжелым повреждением функциональных центров головного мозга при других патологиях. При диагнозе ЗРР, не вызванной первичными заболеваниями, органические нарушения отсутствуют.
Задержка развития выражается в отставании от сверстников. При остальных патологиях, связанных с речевым аппаратом, ребенок может не понимать взрослых и даже не пытаться разговаривать. При ЗРР интерес к общению, сказкам и рассказам чаще всего сохранен. При иных расстройствах (например, алалии) он отсутствует.
Лечение задержки речевого развития
При выявлении диагноза ЗРР возникают вопросы о том, что делать и как заниматься с ребенком. В действительности при данном заболевании может потребоваться комплексная помощь. Курс терапии включает не только упражнения, но и процедуры, прием медикаментов и т.д. Главное условие лечения — создание психологически благоприятной обстановки.
Медицинская помощь ребенку
В первую очередь следует обратиться к врачу для постановки диагноза. Если есть подозрение, лучше начать с педиатра — специалиста широкого профиля. При необходимости он направит ребенка к логопеду и неврологу. Первые симптомы врач может заметить уже в 6-9 месяцев. Медикаментозная терапия включает в себя прием успокаивающих и стимулирующих препаратов. Назначать их должен только доктор.
Для предотвращения отставания в развитии может быть рекомендован массаж. Некоторым детям хорошо помогает дельфинотерапия. Приветствуется контакт с домашними животными. Взрослым детям требуется общение с психологом. Иногда помогает посещение остеопата. Воздействие на активные точки стимулирует метаболизм и работу нервной системы.
Социальная поддержка
Ребенок не начнет говорить, если его этому не научат, поэтому при лечении ЗРР важны воспитательные меры. Задержка часто появляется в результате стресса. Чтобы это предупредить, нужно создать благоприятную доверительную обстановку в семье. Здесь важен не только контакт с ребенком, но и отношения между родителями.
Для нормализации состояния можно проводить занятия в группе или самостоятельно в домашних условиях. В курс следует включить упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, совершенствование речи и т.д. Желательно проводить уроки в форме игры. Вы можете обращать внимание ребенка на характеристики предметов, просить рассортировать их и придумывать другие совместные занятия.
Прогноз для детей с расстройством
Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся.
Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся. Из-за отсутствия общения со сверстниками замедляется умственное и психическое развитие, что опасно пограничными расстройствами личности.
Ребенок может всю жизнь испытывать сложности с социализацией и адаптацией.
При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.
Профилактика ЗРР
Главные методы профилактики — наблюдение за течением беременности, своевременные врачебные осмотры и грамотные воспитательные меры. Важно корректно оценивать состояние ребенка.
Не следует беспокоиться при индивидуальных особенностях, но если в 2-3 года отсутствует пассивное понимание речи, нужно срочно обратиться к специалисту. Желательно с 4-6 месяцев начинать проводить развивающие занятия.
В этом возрасте подойдет массаж ладоней для улучшения моторики.
Источник: https://GotovlusKShkole.ru/sovety_logopeda/kak-proyavlyaetsya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej
Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики.
Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).
Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:
- память;
- внимание;
- мышление;
- речь;
- эмоционально-волевую сферу;
- поведение.
Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.
Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).
Причины ЗПРР
ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:
- генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
- инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
- проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
- нарушение обмена веществ в ЦНС;
- органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
- патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
- тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).
Симптомы ЗПРР
Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.
До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.
А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.
Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями.
Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов.
Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).
Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:
- ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
- присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
- негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
- использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
- нарушения сенсорной обработки;
- повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
- психомоторная возбудимость, тики, заикание;
- протестные формы поведения.
В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.
Лечение ЗПРР
Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:
- невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
- логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
- детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
- дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).
Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.
Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм.
Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь.
Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.
Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.
Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.
Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.
Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.
Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.
В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.
В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье.
Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка — чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР.
У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.
Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник: https://emberint.ru/articles/zprr/