Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Содержание
  1. Как послушать сердцебиение плода в домашних условиях: процедура со стетоскопом
  2. Для чего необходимо следить за ЧСС плода
  3. Когда можно услышать первые сердцебиения
  4. Способы прослушивания сердцебиения малыша
  5. Что делать при отклонении ЧСС плода от нормы
  6. Звуки при пневмонии
  7. Что это такое?
  8. Признаки болезни для составления аускультативной картины
  9. Постановка диагноза у взрослых по звуку в легких
  10. Стереостетофонендоскоп
  11. Заключение
  12. «Врач меня послушал и сказал — все нормально». Можно ли пропустить пневмонию и что делать, чтобы ее вылечить
  13. Что такое пневмония?
  14. Какие возбудители вызывают пневмонию?
  15. По каким симптомам можно узнать болезнь?
  16. Кто находится в группе риска?
  17. Что такое больничная пневмония?
  18. Как диагностировать пневмонию?
  19. Как лечить пневмонию?
  20. Можно ли перенести эту болезнь «на ногах» и к чему это приведет?
  21. Как защититься от пневмонии?
  22. Как послушать ребенка стетоскопом
  23. Здоровье детей
  24. Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка
  25. Аускультация легких у детей
  26. При каких заболеваниях
  27. Алгоритм проведения аускультации легких
  28. Показатели нормы или нормальная аускультативная картина
  29. Дополнительные дыхательные шумы
  30. Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы
  31. Для чего используется?
  32. Особенности выполнения
  33. Нормы и отклонения

Как послушать сердцебиение плода в домашних условиях: процедура со стетоскопом

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Впервые послушать стук сердечка будущего малыша — важный, значимый момент для любой мамы. Как послушать сердцебиение плода в домашних условиях? На каком сроке это становится возможным? Вот вопросы, которые волнуют всех женщин, ждущих рождения ребенка.

Для чего необходимо следить за ЧСС плода

Крохотное сердечко плода выполняет важнейшие функции: переносит по развивающемуся организму питательные вещества и кислород, малейшие нарушения в его работе грозят в будущем серьезными осложнениями.

Количество биений сердца помогают косвенно обнаружить проблемы на раннем этапе развития. К ним относятся:

  • нарушения в развитии органа;
  • патологии развития плаценты;
  • гипоксия плода;
  • патологии развития оболочек.

Неправильный ритм свидетельствует о возникшей проблеме, справится с которой сможет только квалифицированный врач. Частые или замедленные биения — тревожный сигнал для дамы в положении.

Любая женщина, ждущая ребенка, должна знать о нормах сердцебиения эмбриона относительно сроков беременности, чтобы сравнивать их с показателями, полученными при измерении дома.

Патологии, при которых нужно постоянно отслеживать ЧСС будущего младенца:

  • матка в тонусе;
  • появление кровянистых выделений;
  • угроза выкидыша;
  • наличие хронических заболеваний;
  • анемия.

Когда можно услышать первые сердцебиения

Первые звуки сердечка можно послушать уже на раннем сроке развития плода. С помощью аппарата УЗИ (при использовании абдоминального датчика) врач может прослушивать сердцебиение на пятой неделе беременности, применение вагинального датчика позволяет распознать биения на третьей неделе, почти сразу после первых ударов сердца эмбриона.

Частота биений варьируется в зависимости от сроков:

  • с шестой по восьмую недели она не превышает 130 ударов за минуту;
  • до одиннадцатой недели может возрасти почти до 200 ударов за минуту;
  • позже колеблется в интервале от 140 до 160 ударов за минуту.

В середине срока можно без труда прослушивать сердечные биения младенца самостоятельно, используя разные методики.

Способы прослушивания сердцебиения малыша

Женщине, ждущей ребенка, следует обязательно посещать доктора, который будет следить за правильным развитием беременности.

Квалифицированный специалист объяснит будущей маме, когда можно услышать первые удары сердца будущего малыша, какие методы прослушивания следует использовать в домашних условиях.

В женской консультации гинекологи часто слушают сердцебиение плода с помощью специального оборудования уже на ранних сроках беременности, чтобы исключить возможные ошибки и патологии.

Первое прослушивание стоит сделать именно в женской консультации, где врач сможет подробно объяснить, чем слушают сердцебиение плода, какие нормы ЧСС существуют на разных сроках, как выполнить процедуру самостоятельно.

Способы прослушивания сердечка у врача.

Первый звук маленького сердечка на приеме у доктора можно послушать, если используется аппарат под названием «фетальный допплер». Это прибор, созданный на основе звуковых волн, усиливающих биение сердца эмбриона.

Обследование проводится следующим образом: будущая мама занимает вертикальное положение на смотровом столе, специалист подносит специальный датчик к животу женщины, легкими движениями проводит по нему прибором.

Процедура совершенно безвредна для плода, точна и безболезненна. Услышать сердцебиение с помощью прибора можно на ранних сроках беременности, ЧСС будущего малыша четко прослушивается уже после девятой недели.

На раннем сроке услышать сердцебиение можно с помощью ультразвука, такая консультация назначается в тех случаях, если существуют определенные риски для женщины или младенца. При правильном развитии беременности УЗИ назначается на более поздних сроках.

Также читают:  Лечение мерцательной аритмии электрической кардиоверсией

Как услышать сердцебиение плода в домашних условиях без помощи врача.

Женщинам, желающим следить за ЧСС будущего малыша в домашних условиях, стоит воспользоваться проверенными методами и купить простые в использовании приборы, такие как: стетоскоп или фонендоскоп. Дома можно стетоскопом или фонендоскопом услышать сердцебиение плода. Способ считается простым и надежным.

С приближением родов сильно изменяется звук сердцебиения, примерно на середине срока приглушенные звуки становятся четкими и хорошо различимыми.

Будущая мать может услышать сердцебиение плода, воспользовавшись стетоскопом. Трубку прибора следует приложить к округлившемуся животику, неторопливо передвигать ее по животу, чтобы найти место, где наиболее четко слышны биения сердечка.

Прослушивание ЧСС будущего младенца с помощью фонендоскопа, более удобный способ, применяемый дома. Аппарат вставляется в ушные раковины, вторая часть устройства прикладывается к животу, если найдено нужное место, можно без труда услышать громкий, ритмичный звук сердечка.

Для прослушивания сердцебиения подойдет и прибор, под названием «кардиомонитор». Мамочкам, переживающим за здоровье не рожденного ребенка, следует приобрести это удобное, функциональное устройство. Кардиомонитор — лучшая альтернатива посещению женской консультации.

Будущим родителям следует понимать, что домашние кардиомониторы отличаются по мощности от приборов, которые используются в больнице. Услышать звуки сердца будущего малыша с их помощью можно примерно с восемнадцатой недели беременности.

Развитие современных технологий дает возможность будущей матери услышать сердцебиение эмбриона с помощью специальных приложений. Для этого нужно воспользоваться айфоном.

Программы для прослушивания несложно скачать на телефон, они позволяют не только услышать сердце младенца, но и записать волнующие звуки.

  1. Прослушивание без приборов.

ЧСС плода можно прослушать, не используя специальные приборы. Для этого следует обратиться за помощью к близкому человеку.

Будущая мать должна удобно сесть или лечь в таком месте, где отсутствуют посторонние шумы. Помощнику нужно приложить ухо к животику и внимательно прислушаться. Следует правильно выбрать место прослушивания, в зависимости от положения плода.

При тазовом предлежании сердечко лучше всего слушать в области, расположенной чуть выше пупочной впадины.

Если младенец находится в животике мамы головкой вниз, идеальным местом для прослушивания станет участок, расположенный ниже пупочной впадины.

У женщин, ждущих двух младенцев, биения сердечек прослушиваются в любом месте.

Существует несколько факторов, которые могут повлиять на звук сердцебиения:

  • излишний вес будущей матери;
  • предлежание плода.

Их следует обязательно учитывать, слушая биения в домашних условиях. При малейшем подозрении на проблемы, следует незамедлительно обратиться за акушерской помощью.

Что делать при отклонении ЧСС плода от нормы

При прослушивании биений сердечка будущего малыша у себя дома, следует уметь правильно трактовать полученный результат, чтобы без промедления отреагировать на возникшие отклонения и вовремя обратиться к врачу.

Будущая мать должна знать, какие характеристики ЧСС (частота, ритмичность, напряжение и наполнение) являются нормой на каждой неделе беременности. Показатели, из-за которых следует обратиться к врачу:

  • тахикардия плода — биения выше 170 ударов за минуту;
  • брадикардия — биение ниже 110 ударов за минуту;
  • неясный, с нарушенным ритмом сердечный тон.

Факторы, влияющие на показатели, могут быть самыми разными, от духоты в комнате, до развития серьезных патологий. При малейших нарушениях в ритмах сердца нужно незамедлительно посетить женскую консультацию.

Источник: https://KardioPuls.ru/bolezni/ritm/kak-poslushat-serdcebienie-ploda/

Звуки при пневмонии

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Пневмония – тяжелое заболевание, которое может серьезно навредить здоровью даже взрослого человека. Для лечения патологии мало вовремя обратиться к врачу, необходимо пройти полноценную диагностику.

Очень важно получить как можно больше сведений о развитии воспаления легких, знать масштабы поражения легочной ткани, степень прогрессирования заболевания. Часть нужной информации, особенно на начальном этапе, может принести аускультация.

Что это такое?

Аускультацией называется неинвазивный физический метод диагностики, в основе которого лежит принцип выслушивания звуков, которые образуются в процессе работы внутренних органов.

Существует несколько видов аускультации:

  1. Непрямая – подразумевается использование медработником специальных приспособлений, таких как стетоскоп или фонендоскоп (это могут быть также трубки различных форм и величины, например, которые используются в акушерской практике). Данный вид исследования используется в подавляющем большинстве случаев.
  2. Прямая – речь идет о выслушивании звуков путем обычного прикладывания уха к участку тела пациента, где позиционируется интересующий врача орган.

В большинстве случаев аускультация применяется именно для оценки работы легких и диагностики легочных заболеваний.

К этому методу в обязательном порядке прибегают все педиатры и терапевты во время первичного осмотра пациента даже при рядовом ОРВИ.

Также в медицинской практике его используют пульмонологи и многие другие специалисты. Разумеется, для диагностики воспаления легких аускультация применяется не реже.

Признаки болезни для составления аускультативной картины

При подозрении на пневмонию, звук в легких необходимо выслушать особенно тщательно, поочередно уделяя внимание разным частям. Таким образом, врач последовательно выслушивает следующие участки:

  1. Передняя часть грудной клетки, начинающаяся от подключичной зоны и оканчивающаяся диафрагмальной областью.
  2. Затем осуществляется выслушивание боковых участков грудной клетки (в области ребер).
  3. Выслушивание задней части, то есть спины (плечевой пояс, лопаточная зона и ниже).

Если проводить аускультацию по всем канонам, прописанным в медицинских справочниках, нужно соблюдать ряд правил. Например, при исследовании боковых частей грудной клетки в передней проекции, пациент должен поднять обе руки над головой.

Когда врач переходит к аускультации спины, больному необходимо наклонить голову вниз и скрестить руки на груди. На протяжении всего процесса выслушивания легких рекомендуется дышать ртом или делать глубокий вдох носом, а выдыхать ртом.

Можно выделить три пункта особенностей проведения диагностики, каждый из которых соответствует отдельному этапу исследования:

  1. Первый этап подразумевает выслушивание легких при глубоком дыхании. При этом пациент должен стараться не издавать лишних звуков, чтобы не исказить аускультативную картину. Врач проводит сравнительную характеристику звуков в правом и левом легких, поэтому дышать придется довольного долго. Учитывая тот факт, что на первом этапе аускультации пациент должен находиться в вертикальном положении, могут потребоваться перерывы, чтобы избежать гипервентиляции легких.
  2. Второй этап аускультации легких на предмет развития пневмонии у взрослых подразумевает выслушивание участков, показавшихся подозрительными. Данный этап исследования не занимает много времени, на каждый подозрительный участок требуется всего несколько глубоких вдохов. За это время специалист успевает оценить характер звуков и сделать соответствующие выводы.
  3. Третий этап отличается от предыдущих тем, что перед его началом больной должен хорошенько прокашляться. Дело в том, что после приступа кашля восстанавливается естественная вентиляция бронхов, что позволяет обнаружить новые патологические шумы или услышать старые более отчетливо. Именно после кашля становится более явным один из характерных для пневмонии тип шумов – крепитация. Однако, если определенные участки бронхов закупорены мокротой, третий этап может не дать важных результатов, за исключением понимания факта закупорки.

Важно! На всех этапах аускультации больной должен занимать вертикальное положение. Но выслушивание звуков в легких важно проводить и в горизонтальном положении, в качестве дополнительного этапа. Дело в том, что, когда пациент лежит, бронхи сужаются и если присутствуют сухие хрипы, они будут слышны более отчетливо.

Постановка диагноза у взрослых по звуку в легких

Даже при условии проведения аускультации, первое, на что обращает внимание врач – клинические признаки болезни, проявляющиеся у пациента.

Если же говорить непосредственно об аускультации, при выслушивании легких на развитие пневмонии указывают рассмотренные в данной главе шумы и звуки. По их характеру можно строить предположения касательно формы воспаления легких.

  • Крупозная пневмония – при выслушивании легких отчетливо слышна крепитация, которую часто сравнивают с хрустом. Кроме того, хрипы классифицируют как влажные, возникающие преимущественно в момент глубокого вдоха. Возникновение крепитаций и влажных хрипов обусловлено прохождением воздуха через скопления слизи на стенках альвеол и пузырчатого экссудата в бронхах.
  • Очаговая пневмония – данной форме воспаления легких характерно так называемое грубое дыхание, сопровождающееся сухими хрипами и четко локализованной крепитацией, которая прослушивается непосредственно в области очага воспаления. При этом крепитации возникают в процессе вдоха, что объясняется раскрытием альвеол, слипшихся вследствие накопления слизи. Сухие хрипы, наоборот, возникают на выдохе, и по мере выхода воздуха, превращаются в мелкопузырчатые шумы.

Вне зависимости от формы или вида пневмонии, характерные шумы и хрипы возникают как на вдохе, так и на выдохе.

После кашля патологические звуки в легких приобретают более отчетливый характер или вовсе изменяются, как и от смены положения тела.

Именно по этой причине врач обязан проводить аускультацию до и после приступов кашля, а также просить пациента принять горизонтальное и вертикальное положение.

Важно! Помимо хрипов и шумов, врач должен обращать внимание на любые отклонения от нормы. Навести на мысль о воспалении легких может даже ослабленное или отягощенное дыхание.

Стереостетофонендоскоп

Человеческий слух несовершенен – мы хорошо слышим преимущественно пространственные колебания.

В аускультации многое зависит от стадии развития пневмонии и особенностей слуха врача, который проводит диагностику.

По этой причине некоторые детали могут ускользнуть, что грозит постановкой неправильного диагноза или позволит болезни прогрессировать до тех пор, пока врач не сможет услышать определенные шумы.

Чтобы подобного не случилось, можно прибегнуть в более точному методу аускультации, в процессе которого используется специальный прибор – стереостетофонендоскоп. Устройство обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Возможность «услышать» пневмонию на самых ранних стадиях патологического процесса, то есть до появления яркой аускультативной картины. Такие звуки человеческое ухо распознать не может.
  • Возможность точно установить локализацию очага воспаления.
  • Благодаря чувствительности устройства, появляется возможность начать лечение в рекордно ранние сроки.
  • Значительно ускоряется процесс диагностики.

Заключение

Аускультация является далеко не самым информативным методом диагностики воспаления легких. Однако, процедуру можно считать золотым стандартом выявления заболеваний органов дыхания, ведь ее проводит каждый врач на первом осмотре. От того, что слышно во время аускультации, зависят дальнейшие действие специалиста (назначение флюорографии, например)

Загрузка…

Источник: https://fok-zdorovie.ru/zabolevaniya-legkih/auskultacziya-legkih-pri-pnevmonii-kakie-zvuki-slyshit-vrach

«Врач меня послушал и сказал — все нормально». Можно ли пропустить пневмонию и что делать, чтобы ее вылечить

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Во Всемирный день борьбы с пневмонией терапевт, кардиолог и диетолог Филипп Кузьменко рассказал «Правмиру», почему мы болеем пневмонией, как ее узнать и что делать, чтобы защитить себя и своих близких от этого заболевания.

Что такое пневмония?

Пневмония — это острое инфекционное воспаление нижних дыхательных путей, которое характеризуется инфильтрацией легких (точнее — нижних дыхательных путей) воспалительной жидкостью и признаками воспаления.

В случае с пневмонией воспаляется именно легочная ткань. Воспаление локализуется в определенных сегментах легких, там формируется воспалительный процесс. И этот участок выключается из газообмена. В кровь поступает меньше кислорода. И человек начинает испытывать симптомы, возникающие при нехватке кислорода — одышка, нехватка воздуха.

Какие возбудители вызывают пневмонию?

Обычно возбудителем болезни являются бактерии (часто пневмококк), но могут быть и вирусы, а в редких случаях — грибок. 

По каким симптомам можно узнать болезнь?

Пневмония характеризуется сильнейшей интоксикацией: человеку буквально сложно вставать с кровати, нет сил что-либо делать; температура тела поднимается до 38-39 и выше, возникает ощущение нехватки воздуха, одышка, кашель (но он появляется не сразу, а через несколько дней).

Итак, симптомы пневмонии:

  • лихорадка, озноб, повышение температуры тела до 39 градусов,
  • чувство нехватки воздуха, одышка,
  • болезненность в груди при глубоком дыхании,
  • высокий пульс,
  • кашель, с отхождением мокроты зеленого цвета.

Важно помнить, что симптомы могут варьироваться.

Кто находится в группе риска?

Пневмония — это заболевание тяжелое, и здоровый организм она поражает редко.

Чтобы ей заболеть, нужны какие-то провоцирующие факторы либо изначально ослабленный организм. Чем именно ослаблен, не важно: это может быть сильный стресс (например, сильное переохлаждение) или другое заболевание.

Факторы риска: младший и пожилой возраст, курение и алкоголизм, обездвиживание и прикованность к постели, нарушение иммунитета, нарушение глотательного или кашлевого рефлексов, наличие хронических заболеваний внутренних органов, в том числе легких, плохие социальные условия жизни, голодание, гиповитаминоз, депрессия.

Что такое больничная пневмония?

Госпитальная пневмония иногда развивается после 48 часов нахождения в стационаре. Она характеризуется наличием так называемой внутрибольничной микрофлоры, которая отличается наличием резистентности к некоторым, а иногда и ко всем антибиотикам. Если сказать проще, такая пневмония будет протекать тяжелее, поскольку антибиотик будет сложнее подобрать. 

Как диагностировать пневмонию?

Заподозрить пневмонию может врач. При помощи стетоскопа в легких можно «выслушать» хрипы. Но они не выслушиваются на ранних этапах болезни.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

Часто слышу от пациентов такие истории: приходил врач, слушал, сказал, что все нормально, хрипов нет, а потом у меня обнаружили пневмонию.

Но на самом деле врач не виноват, потому что «выслушать» пневмонию стетоскопом или проперкутировать ее пальцами рук на ранних стадиях невозможно.

Это локальное воспаление, поэтому в определенном сегменте на ранних стадиях может наблюдаться более жесткое дыхание, звук во время перкуссии будет притуплен.

Спустя три-четыре дня болезни проявятся так называемые мелкопузырчатые хрипы, которые напоминают лопающиеся пузырьки. Но в первый день этого не будет. 

Для постановки диагноза необходимо сделать рентгенограмму легких, а также сдать анализы крови и (при необходимости) мокроты. Кашель на ранних стадиях проявляется не у всех.

Как лечить пневмонию?

Обычно пневмонию лечат антибиотиками. Их назначает врач. Обычно выбирают из пенициллинов, макролидов или цефалоспоринов. Большинство людей могут принимать их дома, но в тяжелых случаях требуется госпитализация. 

Если в течение 24–48 часов у пациента не снижается температура, антибиотик нужно менять. Нельзя применять один и тот же больше 48 часов, если человеку не становится лучше. 

Что еще делать пациенту, если он лечится дома? Отдыхать, соблюдать постельный режим, пить как можно больше жидкости. Следить за своим состоянием. Если становится хуже — немедленно вызывать скорую и ехать в стационар. 

Кроме того, у пациента дома должна быть своя кровать и посуда. В его комнате нужно ежедневно проводить влажную уборку и проветривать ее не менее одного часа в сутки. 

Можно ли перенести эту болезнь «на ногах» и к чему это приведет?

Это небезопасно. Пневмонию нужно лечить антибиотиками. Иначе риск осложнений и даже летального исхода увеличивается. Конечно, возможно скрытое течение заболевания, но в большинстве случаев есть какие-то симптомы, которые должны заставить больного обратиться к врачу за помощью.

Как защититься от пневмонии?

Против пневмококка — одного из самых частых возбудителей пневмонии — есть вакцина. Можно сделать прививку. Как правило, ее рекомендуют людям из группы риска — это люди с ослабленным иммунитетом, маленькие дети, пациенты с хроническими заболеваниями легких. 

Также профилактика пневмонии — отказ от курения, физическая активность, полноценный сон, снижение стресса, разнообразное питание.

Пневмония очень опасна. Если ее не лечить, на поздних стадиях даже антибиотики не всегда могут с ней справиться. Если есть подозрения — сделайте рентген.

 rawpixel.com

Источник: https://www.pravmir.ru/vrach-menya-poslushal-i-skazal-vse-normalno-mozhno-li-propustit-pnevmoniyu-i-chto-delat-chtoby-ee-vylechit/

Как послушать ребенка стетоскопом

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Имеются два основных метода аускультации: посредственный и непосредственный. Аускультация, при которой выслушивание производится при помощи стетоскопа, носит название ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ.

МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (или прямой) АУСКУЛЬТАЦИИ — когда выслушивание производится непосредственно ухом, приложенным к телу больного. Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества непосредственной аускультации является: большая поверхность восприятия, естественный характер выслушиваемых звуков, большая быстрота исследования и более ясное представление об общей картине исследуемых органов. Кебет сравнивает непосредственную аускультацию с микроскопированием под малым увеличением и, следовательно, при большом поле зрения.

Недостатки ее: трудность локализации звуков, особенно при выслушивании сердца, невозможность применения ее в таких участках тела, как в подключичных и подмышечных областях, негигиеничность метода при применении его у инфекционных и нечистоплотных больных.

К преимуществам посредственной аускультации относятся: возможность локализации звуков, возможность выслушивания в любом месте тела и при любом его положении (особенно гибким стетоскопом), что безусловно удобно при выслушивании тяжелого больного, гигиеничность метода. Сопоставляя выслушивание с микроскопированием, Кебет сравнивает посредственную аускультацию с большим увеличением при иммерсионной системе микроскопа, т. е. выгодным для изучения деталей на определенном ограниченном пункте.

ВЫБОР СТЕТОСКОПА. Достоинство твердых стетоскопов: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.

НЕДОСТАТКИ ТВЕРДЫХ СТЕТОСКОПОВ. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.

ДОСТОИНСТВО ГИБКИХ СТЕТОСКОПОВ. Удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

НЕДОСТАТКИ. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше — твердым или мягким — безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Общие правила выслушивания

1. Соблюдение покоя и тишины в помещении, в котором производится аускультация.

2. Обнажение тела больного, так как трение одежды может вызвать побочные шумы.

3. Необходимо обращать внимание на волосяной покров тела; волосы на месте выслушивания или смочить или намылить чтобы избежать побочных шумов.

4. В помещении должно быть тепло, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.

5. Положение больного и врача при выслушивании должно быть удобным.

6. Стетоскоп следует прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко.

7. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.

8. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять)так, чтобы они составили единое целое.

9. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.

10. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.

11. При выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.

12. Выслушивать систематически, настойчиво.

Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Аускультация легких по простой технике

В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию.

Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.

Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т. е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение.

Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные.

Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.

Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками.

Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; — при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами.

Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко, спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача — через рот в среднем темпе, т. е. делать около 25 дыханий в минуту.

1По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.

Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания.

И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа.

Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.

При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.

После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.

Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.

Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот.

Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом. Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т. е.

верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками)на симметричных местах поочередно.

Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы:

1. Дыхательные шумы.

2. Побочные шумы или хрипы и крепитация.

3. Шум трения плевры.

Основные дыхательные шумы по своему характеру разделены на два вида: везикулярное и бронхиальное дыхание. При выслушивании над гортанью, трахеей и крупными бронхами слышится дыхательный шум, напоминающий звук «Х», причем выдох громче, грубее и длиннее, чем вдох. Соотношение 4: 5.

Образуется этот шум в гортани при прохождении воздуха через ую щель вследствие круговорота воздуха при вдохе над ыми связками, а при выдохе — под ними. так как при выдохе ая щель сужена больше, чем при вдохе, то и звук при выдохе сильнее, грубее и длиннее.

Это так называемое ларингеальное, трахеальное или бронхиальное дыхание.

Физиологически оно выслушивается над гортанью и трахеей и в межлопаточном пространстве у остистого отростка 4-го шейного позвонка, причем бронхиальный оттенок дыхательного шума сказывается, главным образом, в выдохе. На остальной поверхности грудной клетки слышен мягкий, дующий, как бы присасывающий звук, напоминающий звук «Ф», когда мы произносим его, втягивая в себя воздух.

Звук этот сильнее и длиннее при вдохе, слабее и короче при выдохе и слышен только при в его первой трети. Этот дыхательный шум называется везикулярным или альвеолярным дыханием.

Везикулярное дыхание возникает при расправлении легких во время вдоха. При этом стенки альвеол вследствие быстрого растяжения внезапно из расслабленного состояния, в котором они находились в конце выдоха, переходят в напряжение. Благодаря этому в них возникают колебания, дающие звук.

Одновременно колеблются огромные количества альвеол, причем расправление всех альвеол происходит последовательно. В результате сложения возникающих звуков происходит протяжный шум.

Во время выдоха вследствие спадения альвеол напряжение их стенок быстро уменьшается и, следовательно, одновременно уменьшается их способность к колебанию. Поэтому дыхательный шум слышится только в начальной части выдоха.

Этот мягкий дыхательный шум напоминает звук «Ф», получаемый при питье жидкости из блюдечка. Таким образом, везикулярное дыхание представляет собой звук расправляющегося легкого; выслушивая его мы можем сказать, что легкое в этом месте дышит.

Здоровье детей

Tempora mutantur et nos mutamur in illis

Женщины бывают хрош одетые и хорошо, что одетые

Источник: http://obverse55.ru/kak-poslushat-rebenka-stetoskopom/

Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Во время применения фонендоскопа необходимо соблюдать определенную последовательность.

Проведение методики согласно общеизвестным стандартам – залог получения максимально достоверных результатов.

Исключением могут служить случаи динамического наблюдения за состоянием больных в течение длительного лечения. У таких пациентов врач целенаправленно обследует конкретный патологический участок.

Слушать во время аускультации легких нужно по схеме, указанной ниже.

Аускультация легких у детей

Аускультация легких у детей – важный диагностический метод, позволяющий выявить патологию респираторной системы у пациентов раннего возраста. Технология обследования совпадает с принципом проведения процедуры у взрослых.

Особенности аускультации легких у детей:

  • Необходимость использования мембран или воронок меньшего размера;
  • Слабое развитие мышц грудной клетки, что ведет к существенному усилению дыхательных звуков. Такое дыхание называется пуэрильным;
  • Необходимость более тщательного контроля температуры фонендоскопа, прикладываемого к коже ребенка. Дети негативно реагируют на прикосновения слишком холодной мембраны или воронки.

При каких заболеваниях

За два тысячелетия истории выслушивания легких врачи накопили опыт в вопросе диагностики разнообразных заболеваний «на слух». В медицинских университетах молодых докторов учат, как распознавать ту или иную патологию с помощью фонендоскопа.

Болезни, которые диагностируются с помощью аускультации:

  1. Бронхит острого или хронического течения;
  2. Пневмония. Воспаление легких – серьезная патология, изменяющая функцию соответствующих органов. Аускультация легких при пневмонии – метод, используемый дополнительно для контроля качества проводимой терапии;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Гидро- или пневмоторакс – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости;
  5. Острый отек легких – застой крови в тканях соответствующего органа.

Алгоритм проведения аускультации легких

Особенностью проведения современной аускультации легких остается наличие фонендоскопа. Единицы врачей используют стетоскоп – деревянная трубка без гибких элементов и привычных ушных олив.

Диагностика может осуществляться как в больнице (поликлинике), так и дома у пациента. В экстремальных ситуациях выслушивание легких проводится в условиях, в которые попадает человек. Главное – установить наличие повреждения легочной ткани и решить вопрос о необходимом лечении.

Алгоритм выполнения аускультации легких:

  • Пациент во время обследования стоит или сидит;
  • Важно, чтоб в комнате было тепло и тихо;
  • Для качественной аускультации рекомендуется раздеть пациента сверху до пояса. Шуршание одежды может стать причиной неправильной трактовки услышанных врачом звуков;
  • Доктор поочередно прикладывает головку фонендоскопа к соответствующим точкам, согласно схеме, указанной выше.

Показатели нормы или нормальная аускультативная картина

Понятие нормы во время аускультации требует понимания принципов образования звуковых колебаний во время прохождения воздуха сквозь респираторные пути.

Выделяют два типа дыхания:

  1. Везикулярное (альвеолярное). При аускультации легких в норме указанный тип выслушивается над всей поверхностью легких. Образование характерного шума обусловлено наполнением альвеол воздухом, что сопровождается завихрением его потока с напряжением стенок соответствующих структур. При аускультации выслушивается характерный звук «ф» преимущественно на вдохе. Выдох слышен очень недолго;
  2. Бронхиальное. Указанный тип звука определяется над поверхностью гортани, трахеи. Особенностью остается одинаковая продолжительность двух фаз дыхательного цикла.

У детей везикулярное дыхание выслушивается, как шумное с более высокой амплитудой. Причина – слабое развитие мышечного корсета и прилегание легких к внутренней стенке грудной клетки.

В норме характер дыхания одинаков для всех локализаций. Выраженность шумов может снижаться в верхних и нижних точках аускультации, что обусловлено снижением количества альвеол в указанных местах из-за анатомических особенностей легких.

Дополнительные дыхательные шумы

Во время аускультации легких врач слышит разнообразные звуки. Вариант нормы описан выше. В таблице ниже указаны наиболее распространенные заболевания с характерными изменениями аускультативной картины.

Описанные выше шумы относятся к основным. Кроме бронхиального и везикулярного дыхания, при аускультации могут фиксироваться дополнительные звуковые явления, которые влияют на понимание патологии, развивающейся в легких пациента.

Хрипы – вспомогательные дыхательные шумы, связанные с прохождением воздушных масс через респираторные пути, в которых образуются дополнительные преграды (мокрота, гной, кровь). Во время контакта с жидкостью возникает завихрение газовой смеси, что ведет к появлению соответствующего феномена.

Хрипы бывают:

  1. сухие;
  2. влажные;
  3. смешанные.

Источник: https://boley-net.ru/pravilno-slushat-legkie-fonendoskopom-rebenka/

Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы

Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

к оглавлению ↑

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.

Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).

Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

к оглавлению ↑

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/diagnostika/auskultaciya-legkix.html

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: