Как перестать бояться отвечать на уроках

Содержание
  1. Ребенок боится отвечать на уроках: что делать?
  2. Предпосылки
  3. Учимся быть смелее
  4. Как готовить уроки?
  5. Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?
  6. Почему ребенок боится отвечать в школе
  7. Психологические причины
  8. Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках
  9. Ликвидация пробелов в обучении
  10. Проблема в конкретном учителе
  11. Советы требовательным родителям
  12. Повышаем статус ребенка в классе
  13. Что делать, если причину установить не удается
  14. Как перестать бояться отвечать на уроках
  15. Немного о природе страха
  16. Стратегия победы над страхом
  17. Как перестать нервничать из-за учёбы?
  18. У страха глаза велики, или почему мы нервничаем
  19. Вредно ли нервничать?
  20. Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?
  21. Не создавай себе проблемы
  22. Настройся на позитив
  23. Что не убивает нас, то делает сильнее
  24. Не держи переживания в себе
  25. Учись правильно дышать
  26. Сконцентрируйся
  27. Как не переживать из-за учёбы?
  28. Не бойся ошибаться
  29. Не гонись за оценками
  30. Отбрось шаблоны
  31. Решай проблемы по мере их поступления
  32. Не забывай про отдых
  33. Что делать, если нервничаешь постоянно?
  34. Ребенок боится отвечать у доски? 4 совета от педагога-психолога
  35. Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?
  36. 1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?
  37. 2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?
  38. 3. Каковы отношения в классе?
  39. 4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?
  40. «Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя?
  41. Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей
  42. Причина № 2. Основания для страха действительно есть!
  43. Вариант 1. Неэффективный
  44. Вариант 2. Более продуктивный
  45. Причина № 3. Выдуманные страхи

Ребенок боится отвечать на уроках: что делать?

Как перестать бояться отвечать на уроках

Евгения Климкович

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли так давит учительский авторитет, когда педагог с долей недоверчивости к произносимому угрожающе смотрит из-под очков: «Ну, давай, лепи, что у тебя там есть в твоей голове!»

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в памяти, и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

  • 1 Предпосылки
  • 2 Учимся быть смелее
  • 3 Как готовить уроки?

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы.

Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки».

Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.

  • Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
  • Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
  • Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.

И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Ваша «ШколаЛа»:)

Источник: https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rebenok-boitsya-otvechat-na-urokah/

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

Как перестать бояться отвечать на уроках

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина.

Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика.

Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке.

Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада.

С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах.

Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

Аутсайдер в классе – это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию.

Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно.

Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания. 

Психологические причины

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации.

Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы – от 5 до 9 лет. 

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации.

Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы.

Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое».

В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают.

На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью.

Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты.

Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка.

Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть.

Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием.

Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров.

Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/pochemu-rebenok-molchit-na-urokah-i-chto-delat/

Как перестать бояться отвечать на уроках

Как перестать бояться отвечать на уроках

Как часто ваши действия останавливает страх?
Страх быть непринятым, неправильно понятым, страх ошибки, страх потери отношений…

У каждого из нас есть свои страхи и опасения. И иногда бывает так, что они настолько сильны, что мы не можем с ними справиться. Это очень мешает двигаться вперед и добиваться поставленных целей.

  • Как можно себе помочь, когда не хватает ни силы воли, ни убежденности, чтобы что-то сделать?
  • Как «прогнать» страх, который порой буквально душит лучшие порывы?

Предлагаю вам один интересный способ:

скормите свой страх действия еще большему страху

Немного о природе страха

Страх иррационален.
Вы сколько угодно можете убеждать себя, что боятся не надо, приводить аргументы или стыдить себя. Все ваши доказательства разобьются об эмоции.

Приводя разумные аргументы из серии «бояться нечего», вы обращаетесь к уму, к коре головного мозга, к тем высшим психическим функциям, которые намного моложе лимбической системы, отвечающей за эмоции. Деятельность лимбической системы влияет на разум и сознание, но напрямую не осознается и не может контролироваться мыслями.

Говоря по-простому, у них разный язык, и пытаться договориться с чувством через мысль все равно, что пытаться договориться на английском с человеком, который понимает только хинди.

Страх — древнейший механизм самосохранения, который запускает реакцию «бей или беги», доставшуюся нам от далеких предков. И не важно, что нет никакого льва, который бы гнался за вами. Любой страх, будь то страх быть отвергнутым или страх неудачи, или еще какой-либо страх, активизирует именно эти два варианта.

Правда, у людей есть еще один вариант, который, с моей точки зрения, является подвидом бегства – «замри». Застыть, закаменеть, ничего не делать… Вдруг само пройдет.

Собственно, когда вы в реакции «бей», то вы уже справились со страхом. Главное, не переусердствовать, сражаясь. Проблемы с невозможностью действовать из-за боязни возникают именно из-за реакции «беги» или «замри».

Страх живет прямо здесь и сейчас.
Для него нет будущего времени, он не рассчитывает последствия, он просто пытается вас спасти от той опасности, которая есть реально или просто вам привиделась.

При этом важно помнить, что когда вы начинаете действовать, то страх отступает, организм мобилизуется для решения текущей задачи. В общем, это именно то, что нам нужно.

Итак, победить чувства можно только чере другие чувства, при этом хорошо бы все же осознавать, что лежит за внешними причинами страха, чего на самом деле вы боитесь. При этом необходимо сместить акцент с текущего момента.

Стратегия победы над страхом

1. Осознайте, чего именно вы боитесь в конкретной ситуации, что не дает вам действовать, от чего вы бежите.

  • Девушка видит своего молодого человека с другой в кафе и предпочитает не выяснять отношения. Ей страшно, что у нее может быть соперница и она окажется не нужна.
  • Сотрудник, находящийся на хорошем счету в компании, хочет претендовать на освободившуюся вышестоящую должность, но боится отказа, для него это – удар по его самооценке и ощущению собственного достоинства. И он тянет с разговором.
  • Молодая мама с трудом выносит вмешательство свекрови в воспитании ее малыша, но предпочитает молчать, потому что конфликт для нее непереносим, она не хочет потерять помощь, боится оказаться без поддержки и чувствует свою беспомощность

Обратите внимание, в каждой из описываемых ситуаций есть то, что очевидно (опасения потери партнера, поддержки, получения отказа), и то, лежит немного глубже, внутренние страхи. В основном они связаны с принятием других и подтверждением собственной значимости.

2. Исследуем свой страх, пытаемся понять, что лежит за ним. Сделать это можно с помощью вопроса: «И что тогда?». Задавать его нужно до тех пор, пока не поймете, что дошли до сути, до понимания своего страха.

Примерно внутренний диалог может выглядеть следующим образом.

  • Что будет, если я задам прямо вопрос о том, кто была та девушка в кафе? А вдруг она окажется соперницей и он просто заявит мне, что хорошо, что не надо ничего объяснять. Я боюсь потерять эти отношения.
  • Что самого страшного случится, если я прямо предложу директору свою кандидатуру? Я получу отказ и услышу о себе что-то нелестное. Я боюсь критики.
  • Если я решусь разговаривать со свекровью, то чем я рискую тогда? Ее расположением? Она не самый значимый человек. Что еще? Муж может поддержать ее, а не меня. И это страшно. И что тогда? Тогда я совсем не смогу больше оставаться здесь, в этой семье, сама мысль об этом невыносима для меня.

Признавая свой страх, давая ему место, вы уже делаете его меньше. Ценность этого упражнения также в том, что, дойдя до причины, вы доходите до выбора.

Ведь все то страшное, которое вы себе представили (и разрушенные отношения, и критика, и непринятие других) действительно может проявиться в вашей жизни.

Но теперь у вас есть выбор: идти дальше и справляться со страхом либо оставить все как есть и идти по пути принятия ситуации.

3. А что будет, если я не сделаю этого?

Вот теперь пришло время дать волю своей фантазии и придумать самые страшные последствия своего бездействия. Нам надо сформировать гораздо больший страх, чем тот, ситуативный, который у нас есть сейчас. И этот страх должен нас пугать не столько текущим моментом, сколько будущими последствиями того, что мы поддались маленькому страху

  • Если я не выясню, я не смогу спать, я не смогу его обнимать. Я буду с ним рядом, но не смогу быть такой же искренней, как и прежде. Моя подозрительность, моя раздражительность от того, что я не знаю правды, как ржавчина будут медленно разъедать наши отношения. И тогда я его потеряю. Точно потеряю. А при этом может еще и оказаться, что он ни в чем не виноват.
  • Вот так сейчас возьмут и назначать на эту должность Петрова, он уж свою возможность не упустит. А я так и буду прозябать в своем отделе. И через год, и через пять, и через десять я так и останусь просто хорошим сотрудником. И мной будет руководить человек, которого я когда-то учил, который знает меньше меня.

Представьте последствия вашей боязни в красках, увидьте гораздо более страшные последствия своего неделанья, разместите их в будущем. Напугайтесь как следует того, что может произойти, если вы не начнете действовать. Может быть, даже разозлитесь на тот маленький страх, который был в начале. Может быть, вас охватит азарт: «Была не была! Я смогу!».

И тогда вернется энергия,
вся та энергия, которую из вас вытягивал сиюминутный страх.

Не упустите момент – действуйте!
И все получится.

Источник: zen.yandex.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/kak-perestat-bojatsja-otvechat-na-urokah/

Как перестать нервничать из-за учёбы?

Как перестать бояться отвечать на уроках

Школьная и студенческая жизнь полна беспокойств. Нужно хорошо ответить тему, написать контрольную работу, сдать экзамены, ЦТ и поступить. Или постараться не завалить зачётную и экзаменационную сессию, практику, курсовую работу и получить диплом.

Эти периоды все переносят по-разному, но так или иначе они связаны с волнением. Адукар подскажет, как перестать нервничать из-за учёбы или перед важным событием. А также объяснит, что делать, когда тревожность становится твоим постоянным признаком.

Различай спонтанное чувство беспокойства и повышенную нервозность. Первое проявляется разово и считается нормой. Но если обычное беспокойство перерастает в хроническую нервозность (по поводу и без), то это уже проблема

У страха глаза велики, или почему мы нервничаем

Запотели ладони, сердце часто забилось, стало жарко, сложно сконцентрироваться — твоё тело сигналит о проблеме. Дело может быть в физиологии — страхе за свою жизнь. Чаще причиной волнения становится психология — страх неудачи или нежелание выглядеть глупыми в глазах людей. В этот момент происходит выброс адреналина, который заставляет действовать или тормозить.

Беспокойство часто придаёт маленьким вещам большую тень (шведская поговорка)

Вредно ли нервничать?

В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски. Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.

Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой.

Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта.

Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.

С помощью стресса можно развивать память

Когда обычное беспокойство переходит в повышенную нервозность?

Этот переход может определить только врач. Однако есть признаки, которые помогут понять, нужно ли бежать к специалисту. Депрессивное состояние, снижение активности, постоянное беспокойство — это тревожные звоночки.

Люди с повышенной нервозностью страдают бессонницей, головными и сердечными болями. В такой ситуации главное вовремя заметить неладное и обратиться за помощью.

Ведь в некоторых случаях чрезмерное волнение может быть симптомом многих заболеваний.

Не создавай себе проблемы

Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.

Настройся на позитив

Настраивай себя на позитивную волну. Например: «Экзамен — это важно. Оценка повлияет на мой аттестат, поступление (стипендию). Но я справлюсь, ведь я учил все билеты.

Тысячи школьников (студентов) сдавали до меня этот экзамен, и я смогу». Воспринимай важное событие как одно из маленьких испытаний на жизненном пути, где ты должен проявить себя с лучшей стороны.

Впереди их будет ещё больше, поэтому береги свою нервную систему.

Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Что не убивает нас, то делает сильнее

Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач.

Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.

Не держи переживания в себе

Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.

Учись правильно дышать

Если событие вот-вот начнётся, а нервы на пределе, воспользуйся хитрым трюком. Есть эффективное дыхательное упражнение, которое помогает успокоиться. На четыре счёта нужно вдохнуть воздух и задержать его на две секунды. Затем за четыре секунды выдохнуть и снова не дышать две секунды. Если объём лёгких позволяет, интервалы можно увеличить (шесть к трём или восемь к четырём).

Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности

Сконцентрируйся

Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий.

Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал.

Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.

Как не переживать из-за учёбы?

Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.

Не бойся ошибаться

В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.

Не гонись за оценками

Для многих школьников учёба — гонка за хорошими отметками. Но порой средний по успеваемости ученик достигает больших высот, чем зубрилка-отличник, так как сконцентрировался на знаниях. Конечно, такой аргумент не совсем правдив для выпускных классов, когда каждый балл на счету. Заботься о качестве знаний. Именно они помогут тебе поступить в хороший колледж или вуз.

Отбрось шаблоны

Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же.

Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в IT-компании.

Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.

Решай проблемы по мере их поступления

Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.

Не забывай про отдых

Обязательно отводи время на отдых. Порой, чтобы успокоить нервы, нужно развеяться. Заслуженным отдыхом может стать любимое хобби, встреча с друзьями, просмотр любимых фильмов и просто хороший сон. После перезагрузки ты оценишь всё свежим взглядом и продуктивнее подготовишься к учёбе.

Что делать, если нервничаешь постоянно?

Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов.

Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями и т. д.

Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.

Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д

Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.

Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/kak-perestat-nervnichat-iz-za-uchyoby

Ребенок боится отвечать у доски? 4 совета от педагога-психолога

Как перестать бояться отвечать на уроках

В современном образовании делается особый упор на устные выступления. Ответы у доски, презентации. Есть идея, что это готовит детей к будущему, где они смогут рассказывать про свои проекты, выступать и прочее. Идея хороша, однако в реальности она встречается с ограничениями.

В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.

Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?

  • индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
  • перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
  • страх унижения. Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
  • напряженные отношения в группе детей. Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.

Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.

1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?

Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.

Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков».

Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).

2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?

Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими.

В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д.

Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».

Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи.

Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время.

Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна.

3. Каковы отношения в классе?

В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.

Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.

4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?

Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.

Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.

Материал подготовлен на основе статьи “Если ребенок боится отвечать у доски…” Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать наши новые материалы!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/rebenok-boitsia-otvechat-u-doski-4-soveta-ot-pedagogapsihologa-5ad736b41410c329c2f0227a

«Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя?

Как перестать бояться отвечать на уроках

У каждого из нас есть свой опыт школьной жизни, свой опыт взаимоотношений с учителями.

И если быть честным, то каждый может вспомнить и тех учителей, которых обожали, и тех, которых боялись, а иногда даже ненавидели.

Все эти давно забытые эмоции всплывают в памяти, когда наши собственные дети поступают в школу. И конечно, слова ребенка «Я боюсь свою учительницу» вызывают у нас панику. Как к этому относиться? Что делать?

Мне, учителю начальных классов с 25-летним стажем, как и моим коллегам-учителям, приходилось сталкиваться с этой проблемой не раз. Почему ребенок начинает бояться учителя? Причин страха может быть несколько.

Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей

Моей первой учительницей была Анна Ивановна. Я боялась ее жутко! Это была некрасивая полная женщина. Голос у нее был низкий и немного гнусавый.

Но, при всей своей внешней непривлекательности, как специалист она была прекрасна. Во всяком случае, так говорили многие. И попасть к Анне Ивановне в класс было равно выигрышу в лотерее. Вся семья была счастлива.

Кроме меня. Александр Кержнер, «В первый класс», 1950 г.
Источник

Анну Ивановну раздражало мое письмо и огромные точки в конце предложения. Писала я действительно коряво, а точки… Мне казалось, что их не видно, и я их «увеличивала» до тех пор, пока они не становились похожими на чернильную кляксу.

Анна Ивановна, получив на проверку мою пропись, каждый раз закатывала глаза и причмокивала, что давало мне понять, что я опять не оправдала ее ожиданий. Расстраивалась я ужасно, но… не знала, как исправить ситуацию.

Чувство вселенской безнадеги надолго поселилось в моей душе.

Когда уже мой сын пошел в первый класс, я больше всего придиралась к его почерку и «точкам». Я, сама учитель, провалилась в свои детские страхи и невольно начала навязывать их своему ребенку.

Часто родители транслируют свои страхи детям. А дети, как зеркало, отражают то, что есть в нашей, родительской, реальности. Но возможно, на самом деле этого нет.

  • Совет! Вспомните свое школьное детство. Какие «болячки» у вас остались? Не те ли это «болячки», которые есть у вашего сына или дочери? Если те же, стоит поработать прежде всего с собой.

Когда родители при ребенке обреченно говорят: «Тут уж ничего не поделаешь! Я тоже в школе не понимал, как решать эти примеры. И моя учительница так злилась!» — знайте, ваш ребенок будет заранее ждать от учителя не поддержки, а осуждения. А вот и страх! John Dawson Watson, «Сказки на ночь или молодая учительница», 1885 г.
Источник

Причина № 2. Основания для страха действительно есть!

Вы поняли это не из чьих-то разговоров, а из беседы с собственным ребенком. Учитель кричит, ругает, ставит «2», выгоняет из класса, не допускает к уроку, отправляет к завучу/директору, оскорбляет, унижает.

Такие учителя всегда были. Есть они и сейчас. Если с ребенком случилось что-то подобное, нужно разбираться. Замалчивать и игнорировать эти ситуации нельзя! Ваши вопросы к ребенку должны быть следующие: «где?», «когда?», «при каких обстоятельствах?».

А еще: «Кто это видел и может подтвердить?» Это нужно выяснить обязательно. И не только ради поиска свидетелей. Важно понять, что действительно произошло.

  • Совет! Что бы ни произошло, ребенок ждет от вас поддержки.

    Но самое главное, он ждет совета — что делать в этой ситуации.

Вот вы, например, можете обратиться к родительскому сообществу, психологу, завучу, директору. А ребенок? У него пока еще нет опыта проживания таких ситуаций. Нет модели поведения. И ваша задача — сформировать эту модель. James Cole, «Маленькая учительница», 1878 г.
Источник

Вариант 1. Неэффективный

Дать совет, типа: «В следующий раз, когда она начнет тебя ругать, скажи ей, что она не имеет на это права! Это написано в Конвенции о правах ребенка!»

В данном случае вы толкаете ребенка на конфликт. Но силы неравны. Поэтому заранее ясно, кто проиграет. Ребенка назовут хамом. Положение только усугубится.

Вариант 2. Более продуктивный

Разберите ситуацию. Постарайтесь понять, что стало причиной такого поведения учителя. Если, например, учитель ругает ребенка за ежедневные опоздания или за то, что он в очередной раз не принес на урок папку по труду, то это — зона вашей, родительской, ответственности. Такую ситуацию легко поправить.

Но если все же вы видите, что это действительно агрессивное поведение учителя (а такое, к сожалению, бывает), то в первую очередь нужно помочь ребенку сформировать план действий в такой ситуации.

Чтобы такая модель поведения ребенком усвоилась и была принята, закрепите ее в игре. Да, проиграйте эту ситуацию. Причем несколько раз, в разных вариантах. Уверяю вас, уровень тревожности у ребенка снизится. Л. Л. Луконина-Овчинникова, «У доски»
Источник

Ну, а вам, конечно, нужно обязательно встретиться с учителем. Но разговор не должен перейти в эмоциональную потасовку. Поэтому подготовьтесь. Боитесь забыть — запишите. Сделайте себе шпаргалку.

В ней опишите:

  • Когда произошло?
  • Что произошло?
  • Как это отразилось на ребенке?
  • Какие чувства вызвало у вас (тревогу, опасения, и т. д.

    )?

  • Какой выход из ситуации вы видите сами?

И еще. Что бы ни случилось, как бы вы ни были расстроены или рассержены, постарайтесь не обсуждать с кем-либо данную ситуацию и учителя при ребенке. Ведь, возможно, конфликт разрешится, а для ребенка очень важно сохранить уважение к тому, кто его учит.

Причина № 3. Выдуманные страхи

Это страхи, не имеющие под собой никаких оснований. Они относятся к невротическим проблемам. Ребенок может бояться не только своего учителя, но и завуча, и директора, и большого количества детей в классе, и плохой оценки, и т. д. Все страшно!

Такие страхи могут говорить о низкой самооценке ребенка, его внутренней неуверенности в себе. Он боится отвечать на уроке, потому что есть страх быть высмеянным одноклассниками. А бывает и так, что страхи основаны на мнении и рассказах о школе другого, имеющего для ребенка большой авторитет, человека.

Не всегда это взрослый. Особенно подвержены таким страхам дети-меланхолики. Depositphotos

  • Совет! Если страх относится к категории «выдуманных», не стоит высмеивать ребенка за это. Не обесценивайте его чувства! То, что для вас несущественно, для него — имеет вес.

    Возможно, необходимо обратиться к психологу.

В школе бывают разные проблемы… Скажу одно, любая ситуация — решаема. Только решать ее нужно всем вместе. Обиды, замалчивание, уход от решения только закручивают пружину отношений.

Напротив, если подойти к этому вопросу корректно, имея свою четкую позицию и ориентируясь на поиск конструктивного решения, можно избежать недопонимания и сохранить добрые отношения и в семье, и в школе. учителя, причина страха, страх, родители, детские страхи

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/95752/

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: