Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Содержание
  1. Как научить ребенка слушать и слышать родителей: полезные советы
  2. Возрастные особенности
  3. Пойми меня
  4. Быть мудрыми родителями
  5. Советы психолога родителям, как научить ребенка слушаться
  6. Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых
  7. Как правильно реагировать на детские капризы
  8. Как научить ребенка послушанию
  9. Эффективное общение на уроке: учим школьников слушать и слышать
  10. Как с помощью учебника развить умение слушать?
  11. Как наладить общение, чтобы слушать и быть услышанным?
  12. Как слушать и слышать учеников
  13. Шаги активного слушания
  14. Словесные сигналы
  15. Невербальные сигналы
  16. Как научить ребенка слушать, 10 советов
  17. 1. Привлеките внимание ребенка перед тем, как задать вопрос:
  18. 2. Используйте минимум слов, чтобы сообщить просьбу:
  19. 3. Используйте предложения «Я» вместо предложений «Ты»:
  20. 4. Не задавайте вопрос, если не готовы принять ответ:
  21. 5. Предложите ребенку 2 возможных варианта:
  22. 6. Предлагайте, а не приказывайте:
  23. 7. Давайте объяснения:
  24. 8. Попросите помощи:
  25. 9. Создайте ритуалы для повторяющихся задач:
  26. 10. Будьте последовательны:
  27. Также интересно:
  28. Большой Ух или как научить школьника слушать
  29. Почему дети слышат, но не слушают.
  30. Краткие советы на каждый день.
  31. Развиваем умение слушать при выполнении домашнего задания.
  32. Три дорожных упражнений для развития слуха.

Как научить ребенка слушать и слышать родителей: полезные советы

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос послушным. Но порой этого так сложно добиться! Малыш делает назло, игнорирует, требует, отказывается… Зачастую это обусловлено возрастными особенностями ребенка. Но если проблему не решать, то такое поведение может со временем стать привычкой, а затем – частью характера. Как же научить своего ребенка слушаться?

Возрастные особенности

Часто родители замечают, что ребенок стал непослушным и капризным в определенном возрасте. Это вполне закономерно и обусловлено возрастными кризисами, которые переживает каждый малыш на пути своего развития. В раннем детстве их можно выделить два.

  1. Кризис двух лет. Завершает собой младенческий период, формирует понимание ребенком таких важных моментов, как «я есть отдельно от взрослых», «я хочу». При этом своим неадекватным поведением ребенок испытывает взрослого, изучает его реакцию. Родителям важно не реагировать бурно и негативно на поведение ребенка, давать ему возможность пробовать принимать самостоятельные решения и видеть их последствия.
  2. Кризис 3 лет. Ребенок учится общаться с внешним миром, отделяется от матери, получает навыки самообслуживания и действий с предметами, учится выражать свои потребности с помощью речи. Малыш отказывается подчиняться, негативен по отношению к родителям, упрям, пытается сопротивляться семейным устоям. Он хочет, чтобы с ним считались, стремится все делать сам. Кризис завершает собой период раннего детства, ребенок учится вырабатывать стратегии поведения и принимать решения самостоятельно.

В такие периоды особенно важно, чтобы общение со взрослым происходило на равных во всех смыслах. Поэтому говорить с ребенком нужно не просто на его языке и интеллектуальном уровне.

Старайтесь в эти моменты опуститься физически: присядьте и обращайтесь к малышу. Он должен слушать вас, глядя вам в глаза. Сейчас ребенок наиболее остро нуждается в понимании, поддержке, любви, заботе взрослых.

Дайте ему это почувствовать.

Пойми меня

Чтобы научить своего ребенка слушаться, важно научиться понимать его. Что чаще всего родители делают, чтобы заставить малыша повиноваться? Кричат, угрожают, пугают бабайками, волками или бармалеями, забирающими непослушных деток. Да, это работает.

Но при этом ребенок слушается под действием страха, он ничему не учится, не делает вывода из ситуации.

Постепенно такая стратегия взрослых приводит к разрушению психологической связи с малышом, он утрачивает доверие к маме и папе, теряет уверенность в их помощи и защите.

Родители должны понимать, что в 2–3 года кроха еще просто не может целенаправленно делать им назло. Ведь его мозг еще не достаточно зрел, чтобы ребенок мог понимать, как взрослый воспримет его поведение, что будет испытывать, как отреагирует. Он научится этому только к 6–7 годам.

Поэтому как бесконечные наказания, так и постоянное потакание не дадут ему нужного опыта. Он либо станет безвольным, либо слишком «упертым». Чтобы получить необходимый опыт, малыш должен иметь возможность видеть самую разную реакцию на свои действия.

Родители должны научить его разным моделям поведения в конфликтной ситуации:

  • уступать, когда это обосновано;
  • запрещать, когда это необходимо;
  • действовать сообща;
  • спорить, отстаивать свою позицию;
  • переводить конфликт в игру;
  • договариваться, искать компромисс и т. д.

Помните, что в раннем возрасте психика малыша неустойчива. Часто заставить слушаться можно, переведя ситуацию в игровую форму или просто предложив веселую игру, переключая внимание на что-то другое, что заинтересует ребенка, мотивируя чем-то для него важным.

Быть мудрыми родителями

Именно родительская мудрость должна помочь взрослым справиться с непослушанием. Порой это бывает непросто. Приведенные ниже рекомендации помогут родителям.

  • Контролируйте свои эмоции. Важно не накричать, чтобы «заткнуть» ребенка, а постараться его понять и помочь. Проговаривайте с малышом, что он чувствует в данный момент, предлагайте варианты решения. В момент конфликта спокойный тон гораздо эффективнее криков.
  • Чаще играйте с ним вместе. Так вы станете намного ближе, он почувствует в вас друга. При этом вы сможете отследить какие-то проблемные моменты, ведь в сюжетно-ролевых играх детки на место главного героя обычно ставят себя, наделяют его своими качествами, переживаниями.
  • Будьте терпеливы. С первого раза может ничего не получиться. Нужно быть последовательными в своих действиях. Ребенок должен понять, что вы с ним искренни и хотите помочь, а не оттолкнуть.
  • Чаще хвалите кроху за малейшие успехи, за послушание. Это сделает его увереннее, даст понимание того, что к хорошему поведению нужно стремиться.
  • Действуйте последовательно. Высказывая какое-то требование, ведите и себя соответственно, подавайте пример. Не делайте сами того, что запрещаете.
  • Забудьте строгие запреты («Нельзя ни в коем случае!») и риторические реплики («Ну сколько можно, ну до каких же пор!»). Вместо этого, если запрет все-таки необходим, разъясняйте ребенку, почему нельзя, к чему это приведет. Запретов не должно быть слишком много. Только те, которые действительно предостерегают от какой-либо угрозы или опасности. Иначе ребенок запутается в бесконечных «нет».
  • Если запрет установлен, не уступайте ребенку ни под каким предлогом. Этой же стратегии должны придерживаться и остальные члены семьи. То, что запретила мама, не разрешит ни папа, ни бабушка. Тогда у малыша не останется возможностей для манипуляции. Пусть пока и не до конца осознанной. Со временем она перерастет в привычную.
  • Давайте возможность выбора: это нельзя, но можно вот это. Предлагайте альтернативу (брать нож опасно, но ты можешь поиграть вот этой лопаткой).
  • Во время конфликтной ситуации старайтесь, чтобы ее разбор не выглядел как ваш назидательный монолог. Чтобы ребенок научился слышать родителей, он должен понимать, что они его тоже слышат: смотрят ему в глаза, обращаются именно к нему, ждут его ответа, понимают, предлагают помощь.
  • Приучая ребенка слушаться, начинайте с просьб, которые он выполнит охотно. Так у него в сознании отложится, что слушаться взрослых – штука приятная. Постепенно он придет к тому, что слушаться нужно и в других ситуациях. А это поможет предотвратить капризы.
  • Ребенок не умеет контролировать свои эмоции. Поэтому жесткие методы воспитания (шлепки, крики, наказания) вызовут лишь протест: либо отказ, либо желание сделать наоборот.
  • Следуйте режиму дня. Это первый шаг, позволяющий ребенку понимать, что существует некоторый порядок, которому необходимо подчиняться.
  • Включите в режим дня малыша побольше физических игр и занятий. Это здорово помогает выплеску негативных эмоций. Во время таких занятий можно в виде игры просить его о чем-то, приучая к послушанию.
  • Если ситуация все-таки вышла из-под контроля, лучше оставить ребенка без «зрителей». Так он успокоится быстрее. А после стоит все обсудить, разобраться вместе с малышом, почему это случилось, что он чувствовал, как ему вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Следуя этим советам, родители вскоре научатся понимать своего кроху, предвидеть какие-то конфликтные ситуации и разумно обходить их, не давать ребенку повода для непослушания.

Важно понимать, что у малыша действительно нет цели вывести взрослого из себя, сделать назло. Крохе в момент каприза плохо, ему нужна помощь. Получая ее, он постепенно научится доверять взрослым, видеть в них союзников. Ну и, конечно, любой кризис не вечен. Главное, чтобы к моменту его завершения у малыша не сформировалась привычка к непослушанию.

Источник: Развивашка.онлайн

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/home_educ/family-life/164625-kak-nauchit-rebenka-slushatsya.html

Советы психолога родителям, как научить ребенка слушаться

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

С проблемой непослушания любимого чада сталкиваются многие родители. Наверное, каждая семья переживала моменты, когда на фоне полного эмоционального благополучия, малыш начинает кричать, плакать, падать на пол, проявляя протест против той или иной ситуации. Особенно неловко становится родителям, когда подобные проявления случаются в общественных местах.

Каждый ребенок переживает несколько периодов непослушания

Почему ребенок капризничает, как правильно реагировать на детские капризы и, как научить ребёнка слушаться – об этом мы и поговорим в нашей статье.

Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности – это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.

Детское упрямство начинается с полутора лет

При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:

  • плохо себя чувствует;
  • нуждается в приеме пищи или сне;
  • манипулирует родителями;
  • капризничает с целью привлечения к себе внимания;
  • оказался в незнакомой обстановке;
  • испытывает страх перед, чем либо;

Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо

Детский негативизм – проявление осознания себя как личности

Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.

Не стоит при первых признаках непослушания пользоваться родительским авторитетом, тем более применять физическую силу. Подобная тактика общения, впоследствии, может привести к замкнутости ребенка, либо к отчуждению во взаимоотношениях между родителями и малышом.

Совет психолога – не надо сразу вешать на малыша ярлык “плохого” ребенка

Как правильно реагировать на детские капризы

В воспитательном процессе очень важно найти золотую середину, чтобы не навредить психике ребенка, но и не потерять родительский авторитет. Как это сделать правильно?

Суть «золотого правила» заключается в том, что с ребенком нужно научиться договариваться – это не значит, что необходимо идти у него на поводу, выполняя его прихоть по первому требованию.

Ребенок имеет право на ошибки как и все люди

Вспомните себя в детстве, на любое слово «нельзя» всегда хотелось «сделать с точностью, да наоборот» дабы утвердиться и показать свою независимость перед родителями. Поэтому и нынешние дети, на любые запреты со стороны взрослых, начинают отвечать протестом, родителям не всегда это нравится, и они переходят на повышенный тон – подобные действия только усугубляют ситуацию.

Мудрые, уважающие своих детей родители, должны научиться реагировать на протесты своих детей спокойным, требовательным тоном и поведением. Слово «нельзя» обязательно должно сопровождаться разъяснениями «почему».

Советы родителям: главное – спокойствие

Да, конечно же, с первого раза сделать это будет весьма сложно. Но прежде, чем научить ребенка послушанию, родители сами должны научиться правильно реагировать на его негативное поведение.

Первое время, особенно импульсивным родителям, тяжело будет сдерживать свой гнев и сохранять спокойствие, но и малышу не легко справиться со своими эмоциями.

Помните, разница между вами в том, что вы – взрослый человек, умеющий контролировать свое поведение, а ребенок – маленький, он только учится это делать.

Как научить ребенка послушанию

Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: «Как научить ребенка слушаться», но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.

10 правил для родителей, как научить малыша слушаться

Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда. Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?

  • Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому «действуя на публику» они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
  • Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном.  Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
  • Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
  • Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
  • Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
  • Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы «перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку» – негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.

Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь – тогда всегда можно договориться

Необходимо помнить, что каждый малыш индивидуален и одна и та же ситуация требует от взрослых особого подхода.

https://www.youtube.com/watch?v=HRdcgxGm0S4

Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-slushatsya.html

Эффективное общение на уроке: учим школьников слушать и слышать

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Статьи

Психология и педагогика

Исследования показывают, что эффективность слушания у многих людей составляет лишь 25%. Не удивительно, что у современных детей необходимый навык развит недостаточно хорошо — они «заточены» под новые способы восприятия, это проявляется дома, в школе. Сложности со слушанием возникают и у педагогов — например, при общении с подростками, со «сложными» учениками. Наш ведущий методист по русскому языку и литературе Олег Бойцов предлагает рассмотреть проблему с точки зрения обучения слушанию и в контексте общения «учитель-ученик». Постараемся ответить на главные вопросы.

03 июня 2019

Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Не следует путать со слышанием, физическим процессом. Ребенок может воспринимать звуковые волны, искренне пытаться понять вас, однако не улавливать содержание речи.

Важно, насколько ребенок сопоставляет то, что он слышит, с тем, что он знает, может ли структурировать полученную информацию. Часто, говоря о том, что дети не слушают, мы подразумеваем именно эффективное слушание — сложный процесс, в котором участвует вся личность человека.

Для эффективной коммуникации нужно определить, насколько ребенок готов к этому виду деятельности.

Учтите, что плохо слушают и дети, и взрослые. Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70–80%, однако исследования показывают совсем другой результат. Процесс устной передачи информации чаще всего выстраивается следующим образом: задумано 100% → высказано 80% от задуманного → услышано 70% от высказанного → понято 60% от услышанного → осталось в памяти примерно 24% от воспринятого.

Что касается слушания непосредственно на уроках русского языка, то тут есть одна существенная особенность. Ученики — носители русского языка иногда воспринимают его изучение как процесс попутного научения. То есть на уроках иностранных языков дети часто слушают усерднее, а работу с родной речью принимают как нечто не столь важное и сложное. Их внимание приходится постоянно акцентировать.

Как с помощью учебника развить умение слушать?

Авторы курсов корпорации «Российский учебник» уделяют вопросу слушания большое внимание. Наиболее широко тема раскрыта в УМК «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией А.Д. Шмелева. В комплекте есть все необходимое для развития навыка слушания.

Курс не только дает ученикам теорию на тему эффективной коммуникации, но и ставит много практических задач. УМК включает бесплатные аудиоприложения, которые можно скачать на нашем сайте.

В учебнике 7 класса реализовано начало подготовки к устному собеседованию.

Элементы курса А.Д. Шмелева, направленные на развитие слушания:

  • Теория речевой деятельности.
  • Составление устных и письменных высказываний.
  • Правила эффективного слушания.
  • Разведение понятий «слушать»/«слышать».
  • Работа с аудиоприложениями и ЭФУ.
  • Активные формы работы на уроке.
  • Составление речевых портретов.
  • Баланс вербального и невербального общения.
  • Анализ языковой стилистики.
  • Моделирование речевых ситуаций.
  • Опора на речевой опыт и развитие.
  • Структурирование бесед.
  • Разнообразие форм (диалог/монолог).
  • Развитие эмоционального интеллекта.

Как наладить общение, чтобы слушать и быть услышанным?

Существует несколько стилей поведения при слушании, которые следует учитывать:

  • Нейтральное (сбор информации).
  • Оборонительное (восприятие критики в свой адрес с возможными неточностями).
  • Наступательное (поиск возможности «срезать»).
  • «Вежливое» (суть разговора может легко забыться).
  • Селективное (с реакцией только на определенные интересующие фрагменты речи).

В коммуникации мы можем применять рефлексивное или нерефлексивное слушание. При рефлексивном мы помогаем собеседнику высказаться, поддерживаем его киванием, даем обратную реакцию.

Минус: можно сбить человека с мысли. При нерефлексивном слушании мы молчим и не перебиваем, когда человеку нужно высказаться.

Минус: если долго не поддерживать коммуникативный контакт, у собеседника может сложиться впечатление, что его не слушают.

Психологи выделяют несколько принципов внимательного слушания, которыми стоит руководствоваться для эффективной коммуникации:

  • Умейте помолчать.
  • Концентрируйтесь на том, что слышите.
  • Помогайте собеседнику раскрыться (зрительный контакт, жесты, мимика).
  • Понимайте и разделяйте эмоции собеседника (будьте эмпатом, демонстрация искреннего переживания вводит в круг доверия).
  • Будьте терпеливы, не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого.
  • Избавьтесь от личных предубеждений.
  • Задавайте вопросы для понимания.
  • Уделяйте внимание невербальной коммуникации.

Эти принципы пригодятся и вам, и вашим ученикам. Используйте разработки психологов, чтобы выстраивать приятное общение и обучить этому детей.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/effektivnoe-obshchenie-na-uroke-uchim-shkolnikov-slushat-i-slyshat/

Как слушать и слышать учеников

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Федеральные образовательные стандарты делают акцент на развитие коммуникативных навыков учащихся, на их умение излагать свои мысли, уметь говорить и слушать собеседников.

И нынешние подходы к обучению предоставляют широкие возможности для учеников принимать участие в дискуссиях, излагать своё мнение, слушать мнение других как в рамках всего класса, так и в микрогруппе, в паре в ходе выполнения учебных задач.

 Но давайте задумаемся над другой составляющей: насколько учитель внимателен при прослушивании выступлений учеников, насколько корректно и конструктивно его участие в дискуссии, даже при обычном устном ответе. Уверен ли ученик, что учитель слышит его и понимает?

Накануне я заглянул в интернет, стал искать материалы на эту тему. Однако находил лишь обратное:

  • Как слушать учителя на уроке?
  • Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание.
  • Как заставить или привлечь учеников слушать на уроке?
  • Как наладить дисциплину в классе?

И часто это однобокое стремление «наладить дисциплину»,желание административного давления, чёткого выполнения учительских инструкций приводит к тому, что ученики замыкаются, проявляют пассивность в обсуждении, не торопятся высказывать свои мысли.

Согласитесь, для ученика действительно важно, слушает ли его учитель. Это имеет решающее значение во взаимоотношениях между учеником и учителем. Зная, что их учитель внимателен и заинтересован в общении и диалоге, ученики целенаправленнее и эмоциональнее подключаются к обучению.

Безусловно, чувство привязанности к учителю является важным стимулом в обучении. Однако показывая ученику всем своим видом, что мы слушаем его, важно не только показать свою доброжелательность, но и стать активным участником диалога.

Конечно, легко кивать головой, делая вид, что мы внимательно слушаем. Однако, если учитель не полностью сосредоточен на том, что ученик говорит, то последний склонен думать, что его слушают, но не слышат.

Следовательно, учитель должен кардинально изменить свою стратегию слушания, занять активную позицию при ученическом докладе, устном ответе, при высказывании учеником своего мнения. Такое поведение учителя можно назвать активным слушанием.

Активное слушание выстроит более доверительные отношения с учениками, будет способствовать большей мотивации ребят  к обучению. Своим личным примером мы покажем подопечным, как преодолеть плохие привычки слушания своих товарищей:

  • Разговаривать с соседом и отвлекаться по мелочам во время выступления.
  • Слишком рано высказывать своё несогласие с выступающим, что сразу же разрушает возможность дальнейшего конструктивного диалога.
  • Оценивать выступающего по внешним признакам (сбивчивость, косноязычие).

Активное слушание учителем является важным элементом обратной связи. Учитель должен обязательно подвести итог высказыванию ученика,  возможно даже буквально перефразировать его сообщение. Показать, что он его слышал, переспросить, правильно ли понял ученика.

Тем более, конструктивным диалог должен быть в беседах воспитательного характера. Например, в следующем диалоге обратите внимание, как учитель слушает ученика, переспрашивает, чтобы убедиться в том, что его правильно понял.

Ученик: Мне не нравится эта школа. В старой было лучше. Ребята не очень приятные.

Учитель: Ты недоволен этой школой?
Ученик: Да, у меня здесь  нет друзей. Никто не хочет со мной общаться.

Учитель: Ты чувствуешь себя здесь неуютно?
Ученик: Да, мне жаль, что так и не получилось подружиться с ребятами.

Как видите, в данном диалоге учитель стремился уточнить высказывания ученика, насколько его эмоциональное высказывание соответствует действительности. Теперь он чётче представит себе, что необходимо предпринять.

Уточняя интерпретацию своих высказываний учителем или одноклассниками, выступающий ученик получает более глубокое представление о своих ощущениях и выводах, он убеждается, что учитель и другие ученики действительно обращают на него внимание. Активный слушатель помогает ученику сфокусироваться на  главной идее , на динамике своего выступления. Он погружается в выступление, меньше обращая внимание на его внешние атрибуты (как он выглядит, как оформлены слайды и пр.).

Шаги активного слушания

Безусловно, активное слушание является основой обратной связи. Но чтобы быть эффективным, активное слушание должно состоять из ряда конкретных шагов:

  • Посмотрите на ученика и приостановите другие свои действия, которыми вы занимаетесь.
  • Обращайте внимание не только на слова, но и на эмоции обучаемого, интонацию голоса.
  • Будьте искренне заинтересованы в том, о чем говорит ученик.
  • Повторите то, что он сказал.
  • Периодически задавайте вопросы разъясняющего характера («правильно ли я понимаю, что…).
  • Помните о своих эмоциях и собственном мнении. Не торопитесь их демонстрировать.
  • Если вы хотите изложить свои взгляды, выскажитесь лишь после того, как вы всё  выслушали.

Эти шаги, на первый взгляд, просты,  однако требуется значительная практика гармоничного включения данного алгоритма в организуемую учебную дискуссию. Ваш пример будет важен и для остальных учеников, которые научатся выслушивать другие мнения, уметь конструктивно и аргументированно возражать.

Активное слушание зависит также от умения обеспечивать обратную связь  соответствующими словесными и невербальным сигналами. Ученик должен убедиться, что вы внимательно его слушаете. Задавайте тщательно продуманные вопросы, чтобы показать говорящему, что вы слушаете, и помогаете ему в выступлении. Т

Словесные сигналы

  • Реплики («Я слушаю тебя», «Так-так…», «Да, это интересно…», «Хм…» и т.д.
  • Требование раскрытия информации («Будь добр, подробнее, пожалуйста…», «Откуда у тебя такие сведения?» и т.д.
  • Проверка утверждений («Как ты можешь это доказать?», «Почему ты так считаешь?». Если вы убеждены, что ученик хорошо погрузился в тему выступления, то вопросы могут быть и такого характера: «Каково твоё мнение о …?» Или «Что ты думаешь, что необходимо сделать, чтобы..?». Но ни в коем случае не переходите грань своей активности, чтобы не перетянуть на себя одеяло главного «спикера». Слушайте внимательно, потому что вы тоже можете многому научиться из того, что изложил ученик. В наше время мы не  уверены, что знаем всё. И вполне возможно, что это может быть информация, незнакомая вам.
  • Заявления о поддержке («Молодец!», «Отлично!». Ничего зазорного, если вы используете и современный сленг («Супер!», «Класс!»).
  • Возражения («Неужели ты так думаешь..?», «Позволь возразить…». Иногда это может быть ПРОВОКАЦИЯ. Тогда мы можем убедиться, насколько ученик уверен в своей правоте, аргументированно доказывает это.

Невербальные сигналы

  • Хороший зрительный контакт. Но не смущайте ученика слишком пристальным взглядом.
  • Мимика (поднятые от удивления брови, поджатые в сомнении губы).
  • Жесты (кивание головой, разведённые от удивления или восхищения руки, аплодисменты от точной или остроумной фразы).
  • Многозначительное молчание (это может вовремя встревожить ученика, подумать о том, что он говорит что-то не так или излагает мысль непонятно).
  • Тактильный сигнал (похлопать по плечу, пожать руку для одобрения)

Таким образом, во время доклада или выступления с презентацией покажите свое уважение к выступающему.

Попытка дать однозначную отрицательную оценку выступления способствует отчуждению учеников и может свести к нулю шансы доверительных отношений. Так или иначе ученик трудился, искал информацию. И, возможно, это ошибка учителя, что он не научил его алгоритму поиска, анализа обрушившегося на ученика невероятного объёма информации.

Однако, как бы мы ни старались, независимо от того, сколько внимания мы уделяем выступлению ученика, всегда существует определенная потеря понимания между говорящим и слушателем. Развивая навыки активного слушания, можно свести эти потери к минимуму.

Наконец, помните, что уметь хорошо слушать — это самый ценный актив, необходимый инструмент, когда вы организуете учебную дискуссию, доклады и презентации учащихся. Вы навсегда потеряете доверие ученика, даже языком своего тела демонстрируя неуважение к нему.

Например, возиться с ноутбуком или телефоном,  делать записи в классном журнале, поправлять украшения, переговариваться с соседом в актовом зале или прогнувшись через сидение, что-то жестикулировать другим. Это не только отвлекает, но и показывает неуважение как к докладчику, так и ко всем присутствующим.

И вы сами никогда не научитесь чему-либо полезному и не выиграете от того, что было вами же организовано.

Постоянное внимание к каждому из выступающих или отвечающих устно на уроках, приведёт к тому, что большее количество учеников захотят видеть в вас старшего друга, наставника, наконец, хорошего собеседника.

Подписаться на авторский канал Георгия Аствацатурова

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-slusat-i-slysat-ucenikov

Как научить ребенка слушать, 10 советов

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Вот 10 советов, как говорить, чтобы дети слушали и слышали наши просьбы. Они просты в использовании и имеют отличные результаты! Помогут лучше общаться с детьми, научат общаться уважительно, понять, как научить ребенка слушать.

1. Привлеките внимание ребенка перед тем, как задать вопрос:

Когда дети сосредоточены на чем-то другом, есть большие шансы, что они будут игнорировать наши просьбы. Чтобы убедиться, что ребенок слушает, используйте простой вопрос:

«Могу я сказать тебе что-то важное?»

«Пожалуйста отвлекись на минуту, мне есть что рассказать тебе».

2. Используйте минимум слов, чтобы сообщить просьбу:

Маленькие дети концентрируют внимание на короткие промежутки времени, легко отвлекаются, поэтому формулировать просьбу нужно коротким, понятным образом, это важно.

3. Используйте предложения «Я» вместо предложений «Ты»:

Это одна из ошибок, которую делают родители. Фраза: «Ты должен убрать свои игрушки» неэффективна просто потому, что это неправда. У ребенка нет такой необходимости, это нужно вам. Правильная фраза: «Мне нужно, чтобы ты убрал свои игрушки». Это позволит ребенку понять, что-то, что мы просим, важно для нас. Это делает просьбу понятной.

4. Не задавайте вопрос, если не готовы принять ответ:

Формулирование просьбы, как вопроса сложны для восприятия детей. Если спросите ребенка «Не мог бы ты убрать свои игрушки / вымыть руки». Есть вероятность, что ответ будет «нет».

Если вы не готовы принять этот ответ, разговор может закончиться на этом. Вместо этого используйте просьбу или предложение, это эффективней. («Мне нужно, чтобы ты вымыл руки».

«Теперь пришло время вымыть руки»).

5. Предложите ребенку 2 возможных варианта:

Слишком много требований заставляет ребенка чувствовать себя беспомощным. Выбор вариантов — отличный способ предложить детям больше самостоятельности.

  • «Хочешь надеть красную пижаму или синюю пижаму?»
  • «Почистишь зубы или еще 5 минут поиграешь?»
  • «Будешь купаться с игрушками или с пеной сегодня?»

6. Предлагайте, а не приказывайте:

Иногда детям нужно время, чтобы сделать то, о чем мы просим. Особенно, если это означает прекращение того, что им нравится. Фразы, подобные приведенным ниже, полезны для детей.

Вместо «10 минут и спать», скажите: «Я знаю, что трудно перестать играть и ложиться спать. Я уверена, ты хотел бы играть больше, но уже поздно. Ты можешь поиграть еще 10 минут, потом пойти спать.

Вместо «15 минут и домой», скажите: «Я знаю, уходить из парка не хочется, когда весело! Но мне нужно вернуться домой, чтобы приготовить обед вовремя. Еще 15 минут с друзьями, а потом пойдем домой.»

7. Давайте объяснения:

Если ребенок испытывает трудности с пониманием просьбы, объяснение может помочь!

«Нам нужно пойти домой сейчас, потому что иначе я не успею приготовить обед. Обещаю, мы вернемся завтра, чтобы снова увидеть твоих друзей.»

«Мы не можем пойти в парк кататься на роликовых коньках, потому что прошел дождь, и дорога очень скользкая. Боюсь, что ты можешь упасть и тебе будет больно. Вместо этого ты можешь покататься на велосипеде, если хочешь.»

8. Попросите помощи:

Полезный способ. Дети рады узнать, что могут помочь. Это заставляет чувствовать себя важными и гораздо охотнее слушать наши просьбы.

«Мне нужно вовремя добраться до врача. Это важно для меня! Не мог бы ты помочь с этим и одеться быстро?»

«Сегодня у меня большой список покупок, я не хочу, чтобы мы провели много времени в продуктовом магазине. Не мог бы ты помочь купить все в списке? Ты мог бы помочь положить все в корзину.»

9. Создайте ритуалы для повторяющихся задач:

Если ваше ежедневное расписание включает в себя ряд повторяющихся задач, создание ритуала лучше, чем несколько просьб.

Есть некоторые вещи, которые дети должны делать каждый вечер перед сном (ванна, чистка зубов, надеть пижаму). Вместо того, чтобы говорить каждый вечер это, создайте порядок подготовки ко сну и попросить ребенка следовать ему. Это уменьшает количество просьб, упрощает жизнь. То же относится к утренним процедурам, и к другим повторяющимся задачам в течение дня.

10. Будьте последовательны:

Последний совет в списке важен! Последовательность помогает детям понять, что наши просьбы важны. Он также предотвращает истерики, протесты. Когда дети знают, что мы будем следовать нашим просьбам, они охотнее слушают нас с самого начала. Если дети узнают, что протесты, истерики заставят просьбы исчезнуть, будет хуже!

Протесты, кризисы происходят, когда дети не готовы выполнять наши просьбы. Это детский способ научиться справляться с чувствами. Но если помочь решить их спокойно и позитивно, то дети научатся справляться с этими моментами. Со временем слушание наших просьб станет для них намного проще!

Рады быть с Вами — LUXaLUX.RU

Также интересно:

Источник: https://luxalux.ru/kak-nauchit-rebenka-slushat-10-sovetov/

Большой Ух или как научить школьника слушать

Как научить ребенка слушать и слышать учителя

Мы, вместе с бабушками и дедушками, считали нашего сына умным и послушным парнем, и для нас было большим сюрпризом, что в школе нашего мнения не разделил любимый педагог.

Как оказалось, наш мальчик довольно рассеян, и хотя он уже многое знал и умел на момент поступления – и читать, и писать, но в школе он, почему-то, не успевал заканчивать задания вовремя. Мы долго искали решения проблемы сами, пока не обратились за помощью к школьному психологу.

Спасибо специалисту, подсказавшему, где скрывается проблема и как ее можно решить. Умение слушать, вот имя нашей проблемы, и именно над этим навыком предстояло усиленно трудиться. Начали наш почти титанический труд с приятной разминки – мультфильма про трогательного волчонка и необычного ушастого зверька.

Примерно эти же проблемы мы с сыном и решали на протяжении трёх месяцев, то шум леса нам мешал делать домашнее задание, то космические соседи не давали сосредоточиться.

В этой статье я хочу рассказать о поиске решений и результатах нашей совместной с сыном работы над развитием такого важного умения, как слушать. Мы рассмотрим следующую информацию:— почему дети слышат, но не слушают;— краткие советы на каждый день;— развиваем умение слушать при выполнении домашнего задания;

— три дорожных упражнений для развития слуха.

Почему дети слышат, но не слушают.

Когда дети готовятся пойти в школу, их чаще всего пытаются научить читать и писать. Хотя, как показывает практика, большую часть времени урока в начальной и средней школе, школьник должен слушать учителя.

Только внимательно слушая, школьник сможет запомнить и выполнить задание, обычно в письменной форме. Поэтому ребенку, у которого есть даже небольшие нарушения обработки слуховой информации, приходится очень нелегко.

Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Когда мы слушаем, наш мозг работает. Например, мы можем выбирать, на какие звуки обращать внимание, а на какие нет (шум часов, звонок мобильного телефона).

Человек может осознавать то, что слышит, благодаря возможности мозга соединять звуки с той информацией, которой владеет.

Если эта последовательность нарушена, то возникают проблемы с восприятием информации на слух – ребенок пересказывает обрывками и не в полном объеме не только услышанный текст, но и текст, прочитанный самостоятельно.

Это можно объяснить тем, что ребенок не понимает смысл услышанного также, как не может расшифровать прочитанный текст. Поэтому тренируя умение ребенка воспринимать речь, мы автоматически тренируем и умение быстро схватывать прочитанную информацию.

Краткие советы на каждый день.

Совет 1. Не называйте ребенка по имени, если ваша цель привлечь его внимание. Имя часто произносят перед воспитательной экзекуцией, поэтому ребенок может предположить, что его сейчас будут ругать и тогда он специально не станет обращать на вас внимание.

Совет 2. Перед тем, как заговорить с ребенком, обязательно установите зрительный контакт, даже если вы не спрашиваете его, а сами рассказываете что-то или отвечаете на его вопрос.

Совет 3.  Разговаривайте крайне дружелюбно и спокойно. Если будете говорить раздраженно или резко, ребенок закроется и не захочет вас слушать.

Совет 4.  Если нужно подчеркнуть важность информации, говорите не громче, а медленнее и четче. Чтобы ребенок успевал визуализировать вашу речь, используйте короткие и простые предложения.

Совет 5. Всегда заканчивайте свои предложения, не оставляйте недосказанных слов. Это поможет предотвратить путаницу и сделать общение осмысленным.

Развиваем умение слушать при выполнении домашнего задания.

Существует множество методик, направленных на совершенствования навыка восприятия информации на слух. Предложу вашему вниманию практический пример, как совместить выполнение домашнего задания и тренировку умения слушать.

Подготовительный этап. Не перегружайте сознание ребенка потоком информации, например: «Давай найдем твой дневник, нам ведь нужно проверить, записал ли ты домашнее задание.

Ты ведь записал? А где твои тетради? Опять фантики от конфет в рюкзаке, у вас что, урны в классе нет? Ты, кстати, показывал ребятам свою игрушку? Почему ты снова не успел всё записать в дневник? Опять природоведение? Ну это безобразие какое-то! Очень важно записывать домашнее задание, ну и кому мне теперь звонить, кто был в классе, кого не было?» Это слишком много информации сразу. Таким объемом можно сбить с толку и взрослого. Ваша цель – помочь с заданиями и научить слушать. Говорите медленно и кратко. Вот как примерно это должно выглядеть: «Найди, пожалуйста, дневник. Ты всё успел записать? Хорошо, делай математику – упражнение 3 на странице 45. Ваня был в школе? Хорошо, я позвоню ему, уточню задание по природоведению». Проблема детей с плохо развитой способностью слушать заключается в медленной реакции – им сложно переводить слова в мысленные образы.

Основной этап. После каждой фразы, обращенной к ребенку, дождитесь ответа или реакции. Не спешите сами и не подгоняйте ребенка.

Если ребенок начинает канючить, стоит поддержать его, выказав понимание его чувствам, например: «Да, я понимаю, что тебе тяжело писать грамотно, но мы будем тренироваться, и у тебя обязательно получится».

Если ребенок начал действие, которое вы от него ожидали, обязательно похвалите за конкретные поступки, например: «Ты очень внимательно написал это предложение — ошибок нет».

Если видите растерянность ребенка или неоднократное повторение одной и той же ошибки – держите себя в руках, не повторяйтесь. Если часто повторять просьбы или указания, мозг ребенка не получит сигнала слушать вас внимательно. Вместо бесконечных повторов, необходимо:

— установить зрительный контакт с ребенком, даже если придется подождать его внимания;

— дать указание кратко;

— после трех предложений попросите его повторить услышанное – только так вы будете уверены, что ребенок не только услышал, но и понял;

— выделяйте ключевые слова и в случае крайней необходимости повторите их, а не все предложения.

Заключительный этап. Вначале оговорите порядок дальнейших действий, а затем позвольте ребенку проявить инициативу или самостоятельность. Например: «Мы закончили все уроки. Сейчас нужно сложить пенал в рюкзак, а книги и тетради в тумбочку. Чем займешься ты?». Четкие визуальные образы и варианты действий помогут удержать внимание ребенка на высоком уровне.

Вот так, шаг за шагом работая над домашним заданием, вы параллельно сможете развить такие важные качества, как внимательность и собранность.

Три дорожных упражнений для развития слуха.

Этими играми – упражнениями мы обычно занимаемся, когда идем или возвращаемся со школы. Сыну нравится шутить, а мне нравится тренировать его слуховую память.

Упражнение первое. Голодный крокодил.

Я называю предложение из 4-5 слов. Затем одно из слов упускаю, при следующем повторе теряю еще одно. Хочу привести пример: «По пыльной дороге скакал серый заяц. Шел голодный крокодил, взял и слово проглотил. По дороге скакал серый заяц. Ты запомнил, какое слово съел крокодил?»

Упражнение второе. Театральная репетиция.

Я предлагаю простое предложение из четырех слов. Затем сыну необходимо менять слова местами, одновременно изменяя интонацию. Например: «На диване сидел кот. Кот сидел на диване? Кот сидел на диване! Сидел кот на диване?!».

Упражнение третье. Обменный пункт.

Суть упражнения в запоминании простого предложения и его вариантов. Услышав предложение, нужно подобрать одно слово, близкое по смыслу, которое можно изменить, не изменив смысла предложения. Следующий раз меняется еще одно слово в уже измененном предложении. Например: «На диване сидел кот. На кровати сидел кот. На кровати лежал кот. На кровати лежала кошка».

Мы с сыном уже привыкли заниматься этими упражнениями в дороге. Для тех случаев, когда кто-то из нас допускает ошибку в упражнении, мы придумали наказание – три прыжка на месте. Если кто-то из нас сделал всё верно, тогда он загадывает следующее предложение. Мы искренне радуемся общению друг с другом и получаем удовольствие от наших лингвистических шалостей.

Очень надеюсь, что советы по тренировке умения слушать у школьников заинтересовали вас. Я искренне желаю вам сотрудничества с детьми в таком нелегком деле, как учеба. Успехов вам!

Елена Князева-Гладуш

Источник: https://zavodila.com/otdyx/psychology/semejnaya/bolshoj-ux-ili-kak-nauchit-shkolnika-slushat/

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: