Как быстро выучить череп по анатомии

Содержание
  1. Как учить анатомию (на примере грудины)
  2. Как это работает
  3. Учим базовую часть
  4. Добавляем дополнительные знания
  5. Суть метода
  6. Анатомия человека для начинающих – обучающие основы
  7. Продумывайте рисунок в простых объемах
  8. 2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах
  9. Используйте мышцы для усиления действия на рисунке
  10. 3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
  11. Подстраивайтесь к вашему собственному предмету
  12. 4. Не копируйте то, что видите
  13. Создайте увиденное на вашей странице
  14. 5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию
  15. Не будьте слишком жесткими
  16. Бонусный совет
  17. Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости
  18. Кости
  19. Мышцы
  20. Кости черепа: анатомия. Простым и доступным языком
  21. Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур
  22. Функции черепа
  23. Кости черепа человека: анатомия
  24. Мозговой отдел
  25. Лицевой отдел
  26. Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов
  27. Возрастные особенности

Как учить анатомию (на примере грудины)

Как быстро выучить череп по анатомии

Привет! Если вы оказались на этой странице моего блога, значит, скорее всего, вас заинтересовал вопрос — как выучить анатомию? Поскольку я являюсь медиком, я изучал анатомию на специальности «Лечебное дело».

Не могу сказать, что я был самым лучшим студентом в потоке, однако анатомия у меня была одной из любимых наук и проблем с ней не возникало.

Особенно это приятно вспоминать, если учесть, что у меня преподавал лучший анатом ever (если Наталья Александровна Галактионова это читает, выражаю ей своё почтение и восхищение).

Анатомия является полноправной царицей медицинской науки, по крайней мере, на первых полутора курсах (гистология, извини, но ты же понимаешь).  Анатомию должен знать каждый хороший врач, хирурги же должны её знать ну совсем-совсем круто.

Итак, мы немного знаем, что такое анатомия, знаем, для чего она нужна, но мы не знаем, как её учить. Я отлично помню своё первое семинарское занятие по анатомии (в качестве студента) — это был шок от обилия разных терминов на двух языках. Тогда, на первом занятии, я совершенно не мог понять, что вообще делать с этими странными костями, как можно это всё запомнить и что будет дальше.

Однако в ходе изучения материала мне стали открываться некоторые закономерности, благодаря которым я понял, что выучить анатомию — это задача проще, чем кажется.

Сегодня я попробую объяснить вам, уважаемые читатели, как следует учить анатомию – даже не для того, чтобы у вас не возникало проблем с ней, а чтобы вы поняли, какая это умная и логичная наука.

Я решил начать свой рассказ с грудины (sternum) – эта кость, к которой крепятся истинные рёбра с передней стороны туловища. Сзади они крепятся к позвоночному столбу (columna vertebralis), формируя грудную клетку (cavea thoracis).

Я выбрал именно грудину, потому что на ней проще всего продемонстрировать мой метод.  Забегая вперёд, отмечу, что этот метод великолепно подходит для того, чтобы выучить суставы, ЦНС, органы чувств и спланхнологию.

Как это работает

Итак, грудина. Перед вами лежит вот такая кость, и вам нужно как-то запомнить её строение, правильно расположить по отношению к себе и – о ужас! – рассказать всё про неё на русском и на латинском языках. С чего начать? С названия.

Учим базовую часть

Первым делом давайте запомним, как она называется на русском – «грудина», потому что она находится в центре груди. Её латинское название – Sternum, на русском вы произнесёте её как «Стэрнум».  Грудина – это плоская кость, которая имеет три основных части. Именно эти части мы и будем учить первым этапом.

Рисуем себе в тетрадь грудину (можно просто контур) и подписываем самые важные части.

Самая верхняя часть – это рукоятка, вот она. По-латински она называется manubrium. Соответственно, вы прочитаете её как «Манубриум».

Похоже на заклятие из Гарри Поттера, не так ли? Есть отличная ассоциация – грудина похожа на меч. Рукоятка меча – это рукоятка грудины, то есть manubrium.

 PS — на рисунке слева красная линия должна быть чуть выше, я немного залез на тело грудины.

Рукоятка грудины, manubrium sterni

Вторая важнейшая часть – это тело грудины, corpus sterni. Думаю, слово «корпус» привычно для вас, уважаемые читатели. Оно в переводе с латыни обозначает не что иное как «тело».  Если вы когда-нибудь ходили на бокс, то вы наверняка слышали выражение «пробить корпус», что значит «ударить по туловищу». «Корпус»=»туловище». А вот как выглядит тело, то есть туловище грудины:

Тело грудины, corpus sterni

Третья часть – мечевидный отросток, processus xiphoideus. Звучит как «Процессус Ксифоидеус».

Слово «процессус» вам не придётся особо долго заучивать, так как оно будет встречаться вам ещё много раз — отростков, а именно так переводится это слово, в нашем теле имеется несколько штук. Кстати, отростки будут встречаться вам уже в этом зачёте.

Вот со вторым словом посложнее, важно не перепутать всё словосочетание с другими отростками – processus transversus, processus zygomaticus, например.

Чтобы запомнить слово «Ксифоидеус», вам нужно понять, что мечевидный отросток (процессус) – единственный из всех отростков (процессусов), название которого начинается на букву «Икс». То есть, когда вам придёт время вспомнить отросток грудины, начинайте мыслить так – отросток, значит процессус, далее, «икс» — значит, ксифоидеус, других отростков на «икс» нет.

Мечевидный отросток, processus xiphoideus

Итак, первый этап работы с грудиной закончен, мы выучили три основных части этой кости, сверху вниз:

  • Рукоять грудины (Манубриум Стерни);
  • Тело грудины (Корпус Стерни);
  • Мечевидный отросток (процессус Ксифоидеус).

Если вы имеет проблемы с запоминанием этих трёх частей, то лучше зарисуйте контуры грудины себе в тетрадь и распишите их – без знания этих терминов двигаться далее нельзя.

Добавляем дополнительные знания

Итак, предположим, что вы заучили эти три латинских термина и уяснили для себя, где именно на грудине они находятся. Теперь, продвигаясь от общего к частному, рассмотрим образования на грудине, то есть то, что нам придётся рассказывать на зачёте кроме трёх уже изученных нами латинских терминов. Двигаться будем сверху вниз.

На рукоятке ключицы, то есть manubrium sterni, имеется несколько вырезок. Любую вырезку (и не только на грудине) мы будем называть incisura.

Вырезка, которая находится на самой верхней части грудины по центру – это ярёмная вырезка, или incisura jagularis (звучит как «Инцизура Ягулярис»).

Ярёмная вырезка – это участок грудины, где пройдут и соединятся две передние ярёмные вены.

Латерально относительно ярёмной вырезки имеются две ключичные вырезки – правая и левая. Уже знакомое нам слово «инцизура» прибавляем к слову «клявикуля», то есть «ключица», и получаем incisura clavicularis (произносим как «Инцизура Клявикулярис»).

Далее  на мечевидном отростке мы можем увидеть и вырезки для рёбер. Вернее, для хрящей, при помощи которых рёбра соединяются с грудиной. Вырезки называются incisura costalis («Инцизура Косталис»), то есть рёберные вырезки. На мечевидном отростке имеются вырезки для первого ребра, а также для верхней части второго ребра.

Итак, на мечевидном отростке грудины имеются пять вырезок – латерально сверху расположены ключичные вырезки, по центру имеется ярёмная вырезка, а латерально относительно центра мы находим вырезки для первого и верхнего края второго ребра. Прибавляем это к тому, что разучили чуть раньше,  то есть к основным частям грудины, и двигаемся далее.

А далее нас ждёт тело грудины, то есть corpus sterni. На теле грудины мы также можем видеть вырезки для рёбер — от второго ребра до шестого включительно.

Вырезка для второго ребра, как мы только что разобрали, будет наполовину находится на рукоятке, а наполовину — на теле грудины. Называться они будут также incisurae costales (множественное число), ну то есть рёберные вырезки. Каждая цифра — это номер ребра, который присоединяется своим хрящом к телу грудины:

И последняя часть — мечевидный отросток. На нём находится только половина вырезки для седьмого ребра, но, тем не менее, он чертовски важен. Именно мечевидный отросток будет служить одним из ориентиров на пропедевтике. Ещё более важная вещь — по мечевидному отростку определяют правильное расположение руки для проведения прекардиального удара — неотложного реанимационного действия.

Суть метода

Итак, нам нужно выучить какую-то кость. Делаем следующее:

  1. Обязательно выделяем базовые части кости. Обычно это называется, как ни странно, «часть» (pars), «поверхность» (facies) или как-то иначе. В любом случае учить сначала необходимо именно главные части. Кстати, в нашем примере базовые части — это рукоятка, тело и мечевидный отросток;
  2. Только после того, как вы знаете базовое строение кости на русском и на латинском, добавляйте детали на каждую из частей. Это как мы выучили рукоятку, тело и мечевидный отросток, и только потом начали учить мелкие детали — вырезки на каждой части. Ни в коем случае не меняйте такую последовательность, иначе у вас в голове будет каша;
  3. Учите по единому вектору. Пример — мы разбирали грудину именно по направлению сверху вниз (от рукоятки к мечевидному отростку), причём как базовые части, так и детали;
  4. Если деталей слишком много, рисуйте. Но рисовать и подписывать следует именно в такой последовательности — сначала рисуем общие очертания, потом — наносим детали и подписываем их;
  5. Очень неплохо закинуться хорошим видео на ютубе по теме вашего задания. Русскоязычный ютуб изобилует хорошими и даже великолепными (огромная благодарность за них профессору Владимиру Изранову) уроками по анатомии;
  6. В самом конце, когда вы знаете весь материал на русском и на латинском, обязательно расскажите всё выученное кому-то. Вашему одногруппнику, например. Этот нехитрый приём разложит по полочкам всё выученное, а также выявит все недостатки.

Источник: https://medicine-boy.ru/kak_uchit_anatomiu/

Анатомия человека для начинающих – обучающие основы

Как быстро выучить череп по анатомии

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей. 

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным. 

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.

(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.

3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры. 

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие – круговидную форму, получаемую из сфер.

(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Помните: Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.

4. Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела.

Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы.

Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.

(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Помните: Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.

5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию

Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.

Не будьте слишком жесткими

Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.

Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное – передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.

(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции – аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)

Помните: При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.

Бонусный совет

Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.

Maria Woodie

Источник: https://urokiakvareli.ru/top-5-pravil-risovania-anatomii-celoveka

Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости

Как быстро выучить череп по анатомии

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека.

Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела.

Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме.

Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими.

Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа.

Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза.

Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья.

Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться.

Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

Все уроки по теме «как нарисовать человека» здесь.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Источник: https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/kak-narisovat-cheloveka/kak-narisovat-chelovekaanatomiya-i-struktura-cheloveka-dlya-xudozhnikov-myshcy-i-kosti.html

Кости черепа: анатомия. Простым и доступным языком

Как быстро выучить череп по анатомии

Строение и функции головы занимают одну из ключевых позиций в изучении медицины, и небезосновательно: именно в черепе заключены основные органы, благодаря которым человек способен воспринимать и понимать окружающий мир, поддерживать большинство физиологических функций и формировать сознание. Важнейшую роль здесь играет головной мозг – именно его так усиленно защищают кости черепа, стараясь предотвратить малейшую травму, которая может быть чревата серьёзными последствиями. В полостях черепа располагаются органы слуха и зрения, вкуса и обоняния, а также сосуды и нервы, соединяющие головной мозг с остальными частями тела. Сочленяясь, кости головы образуют верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительного тракта (ротовую полость), в котором осуществляется подготовительный этап – измельчение и смягчение пищи.

Изучение костей черепа анатомией не ограничивается – строение головы интересует и других учёных, включая антропологов и историков.

По малейшим нюансам черепа специалисты могут определить пол, возраст и расу, воссоздать тонкости силуэта и предугадать имеющиеся особенности организма.

Давайте рассмотрим, от чего зависят те или иные нюансы анатомии головы человека, какую роль играют кости черепа и каким образом выполняют возложенные на них функции.

Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур

Принято считать, что основную роль в строении головы играют костные образования: они плотным каркасом окружают ткани мозга, выступают в роли защитных полостей для глазниц, органов слуха, полости носа, служат местом прикрепления мышц и образуют отверстия для прохождения кровеносных сосудов и нервных волокон. Хрящевые структуры формируют наружную часть носа и ушные раковины, а в младенческом возрасте ещё и замещают некоторые части костей, обеспечивая подвижность и предотвращая тем самым детский травматизм во время родов.

Мышцы головы окружают череп сравнительно тонким покровом. От их строения и степени развития зависят некоторые черты лица, особенности мимики и возможность свободного передвижения нижней челюсти, благодаря чему осуществляется процесс жевания. Как правило, мышечные волокна плотно прикрепляются к костям и на всём протяжении повторяют форму черепа.

Функции черепа

Особое строение позволяет черепу справляться с возложенными на него функциями, среди которых основное место занимают:

  • защита мозговых тканей от травм вследствие интенсивного внешнего воздействия;
  • формирование физиогномических особенностей выражения лица и мимики;
  • тщательное измельчение и смягчение пищи перед её поступлением в пищеварительный тракт;
  • речевая функция.

Кости черепа человека: анатомия

В черепе человека выделяют следующие функциональные области:

  • внутреннее основание, на котором располагаются задняя, передняя и средняя черепные ямки;
  • наружное основание;
  • височная и подвисочная ямки;
  • полость носа;
  • глазницы;
  • твёрдое нёбо;
  • крылонёбная ямка.

Все эти образования формируются благодаря различным костным структурам и их плотным сочленениям. В анатомии черепа человека насчитывают 23 отдельные косточки, из которых 7 непарных и 16 парных (8 пар соответственно).

Кроме того, в черепной коробке присутствуют 3 пары слуховых костных образований – молоточек, наковальня и стремечко в правой и левой полостях среднего уха. К костям черепа иногда также относят зубной ряд, расположенный на верхней и нижней челюсти.

Количество зубов может варьироваться в зависимости от возраста и стоматологической картины.

Мозговой отдел

Мозговой отдел черепа является вместилищем и главной защитой головного мозга. Эта область включает:

  • свод, образованный плоскими костями;
  • наружное и внутреннее основание, состоящее из смешанных костей, часть из которых относят к пневматическим (т.е. содержащим воздухоносные пазухи).

Свод и основание формируется благодаря плотному неподвижному сочленению 8 костных образований – 4 парных и 4 непарных:

  1. Правая и левая теменные кости образуют латеральные стенки черепа. Они соединяются по средней сагиттальной линии и прилегают к лобной кости, формируя венечный шов;
  2. Правая и левая височные косточки располагаются немного ниже теменных. На их поверхности находятся 3 отростка – скуловой, шиловидный и сосцевидный. Скуловой отросток выглядит как тоненькая перемычка и соединяется со скуловой костью чуть выше нижней челюсти. Шиловидный выступ служит местом прикрепления большинства мышечных волокон шеи. А сосцевидный отросток располагается непосредственно за ушной раковиной;
  3. Лобная кость легко прощупывается с лицевой стороны. Она образует поверхность лба, бровные дуги и верхнюю часть глазниц;
  4. Клиновидной костью представлена нижняя часть глазниц и латеральная поверхность черепа. Имея форму бабочки, эта косточка охватывает череп по ширине и поддерживает основание черепной полости;
  5. Решётчатая косточка находится немного ниже лобной и образует костную часть носовых раковин и перегородки;
  6. Затылочная кость – заключительная часть черепа. Она находится ниже остальных костей и примыкает к первому шейному позвонку в местах затылочных мыщелков у большого отверстия, через которое проходит спинной мозг.

Лицевой отдел

Лицевой скелет образован парными и непарными смешанными костями. Они служат основой жевательного аппарата и опорой для большинства мимических мышц, отвечающих за формирование индивидуальных черт лица. Каждая из лицевых костей выполняет определённую функцию:

  • Две носовые косточки составляют переносицу и частично обеспечивают проходимость носовых ходов;
  • Нижние носовые раковины выглядят как тоненькие изогнутые пластинки. Они разделяют нижний и средний носовые ходы и формируют слёзный, верхнечелюстной и решётчатый отростки;
  • Правая и левая скулы замещают боковые стенки глазниц;
  • Маленькие слёзные косточки располагаются спереди медиальной части глазных орбит. Они выступают местом соединения глазниц с носовыми пазухами;
  • Две верхнечелюстные кости, соединяясь по срединной линии, образуют верхнюю челюсть, которая удерживает зубной ряд и участвует в акте жевания;
  • Нёбные кости находятся в задней области носовых ходов, они образуют часть твёрдого нёба;
  • Нижняя челюсть – одна из самых мощных костей лицевого отдела черепа. Она прилегает к правой и левой височным костям по обе стороны лица, образуя подвижный сустав, благодаря которому осуществляется активная часть жевания. Кроме того, нижняя челюсть служит опорой зубному ряду и формирует видимый овал лица (скулы, подбородок, частично щёки);
  • Сошник – это основная часть перегородки носа. Он имеет плоскую трапециевидную форму и занимает центральное место в носовой полости, разделяя её на два хода – правый и левый;
  • Подъязычная косточка имеет форму небольшой подковки и залегает под языком. Она является одной из немногих костей, которые не соединяются с другими, располагаясь непосредственно в толще мышечных волокон.

Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов

Абсолютное большинство костей черепа соединяются при помощи неподвижных швов. Прилегающие друг к другу лицевые костные образования формируют плоские сочленения, незаметные под тонким покровом мышечного полотна. А височная кость, соединяясь с теменной, дает начало чешуйчатому шву.

Зубчатых швов в анатомии черепа всего 3:

  • венечный, образованный теменной и лобной костью;
  • сагиттальный, расположенный между двумя теменными костями;
  • ламбдовидный, находящийся между затылочной и теменной косточками.

Единственным подвижным суставом черепа является нижнечелюстной. Нижняя челюсть может выполнять движения в различных плоскостях: подниматься и опускаться, сдвигаться вправо/влево и вперёд/назад. Благодаря такой подвижности человек может не только тщательно пережёвывать пищу, но и поддерживать членораздельную речь.

Возрастные особенности

С возрастом форма и структура черепа меняется. Так, у новорождённых малышей лицевой отдел почти в 8 раз меньше мозгового, поэтому головка может выглядеть непропорциональной и крупной. Челюсти крохи обычно недоразвиты и не имеют зубов, ведь у него ещё нет необходимости пережёвывать твёрдую пищу.

Кости черепа младенцев сочленяются неплотно, благодаря чему голова может незначительно менять форму, сжиматься при прохождении через родовые пути. Такая особенность защищает новорождённых от родовых травм и позволяет поддержать нормальное внутричерепное давление.

На межкостных швах у них находятся заметные перепончатые участки – роднички. Самый большой – передний родничок – занимает центральное положение на стыке стреловидного и венечного швов. Обычно он зарастает к двум годам.

Другие роднички менее объёмные: затылочная, две клиновидные и сосцевидная перепонки не прощупываются уже к 2–3 месяцам.

Анатомия черепа изменяется не только в младенчестве – формирование обычно проходит в 3 этапа:

  1. Преимущественный рост в высоту, укрепление костей и затвердевание швов – с рождения до 7 лет;
  2. Период относительного покоя – с 7 до 14 лет;
  3. Рост лицевого отдела черепа – с 14 до 20–25 лет, в зависимости от полового созревания.

Небольшой экскурс в анатомию черепа позволяет наглядно убедиться, что голова – это крайне сложная структура, от состояния которой напрямую зависит здоровье головного мозга, а значит, и большинство жизненно важных функций.

При малейших травмах большую часть повреждений берут на себя кости, но и их прочность не безгранична – при сильном воздействии не исключены переломы и ушибы, последствия которых могут быть необратимыми.

Поэтому при любых обстоятельствах следует обеспечивать черепу должную защиту, беречь его от травм и иных повреждений.

Источник: https://www.oum.ru/literature/anatomiya-cheloveka/cherep-anatomiya-slozhneyshey-chasti-skeleta-cheloveka/

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: