- Сердечно-легочная реанимация у детей
- Что такое сердечно-легочная реанимация?
- Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей
- Как понять, что произошло нарушение кровообращения?
- Авс или сав?
- Проведение реанимации
- Как создать проходимость дыхательных путей ?
- Особенности непрямого массажа сердца у детей
- Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий
- Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ
- Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей
- Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов
- 18. Техника оказания помощи ребенку раннего возраста при рвоте
- 19. Техника проведения ивл ребенку различными методами а. Мешком амбу с маской
- Б. Методом дыхание изо «рта в рот»
- Алгоритм реанимационных действий новорожденным деткам: ИВЛ, прочие способы
- Понятие о реанимации новорожденных
- Когда необходима реанимация
- Что необходимо для реанимации новорожденных
- Ивл у новорожденных
- Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных
- Алгоритм оказания неотложной помощи детям
- 1.1. Последовательность реанимационных мероприятий:
- 2.2.Осмотр и оценка состояния новорожденного
- Автоматический дефибриллятор для реанимации
Сердечно-легочная реанимация у детей
Сердечно-легочной реанимации у детей
Статистика гласит, что ежегодно число детей, погибших в раннем детском возрасте, неуклонно растет. А ведь если бы рядом в нужный момент оказался человек, умеющий оказать первую помощь и знающий особенности сердечно-легочной реанимации у детей… В ситуации, когда жизнь детей висит на волоске, не должно быть «если бы».
Мы, взрослые, не имеем право на предположения и сомнения.
Каждый из нас обязан владеть техникой проведения сердечно-легочной реанимации, иметь в голове четкий алгоритм действий на случай, если вдруг случай заставит оказаться в том самом месте, в то самое время… Ведь от правильных, слаженных действий до приезда скорой помощи, зависит самое главное — жизнь маленького человека.
Что такое сердечно-легочная реанимация?
Это комплекс мероприятий, которые должен проводить любой человек в любом месте до приезда скорой помощи, при наличии у детей симптомов, указывающих на остановку дыхания и/или кровообращения. Далее речь пойдет именно о базовых реанимационных мероприятиях, которые не требуют специализированной аппаратуры или врачебной подготовки.
Причины, приводящие к жизнеугрожающим состояниям у детей
Помощь при обструкции дыхательных путей
Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто встречается среди детей в период новорожденности, а также у детей в возрасте до двух лет. Родителям и окружающим нужно быть предельно внимательным к детям данной возрастной категории.
Часто причинами развития жизнеугрожающего состояния может стать внезапная закупорка органов дыхания инородным телом, а у новорожденных детей — слизью, содержимым желудка.
Нередко встречается синдром внезапной смерти, врожденные пороки и аномалии, утопление, удушение, травмы, инфекции и болезни органов дыхания.
Есть отличия в механизме развития остановки кровообращения и дыхания у детей.
Заключаются они в следующем: если у взрослого человека чаще нарушения кровообращения связаны непосредственно с проблемами кардиального плана (инфаркты, миокардиты, стенокардия), то у детей такая взаимосвязь почти не прослеживается.
На первый план у детей выходит прогрессирующая дыхательная недостаточность без повреждения сердца, а затем развивается и недостаточность кровообращения.
Как понять, что произошло нарушение кровообращения?
Проверка пульса у ребенка
Если есть подозрения, что с малышом что-то не так, необходимо окликнуть его, задать простые вопросы «как тебя зовут?», «все в порядке?», если перед Вами ребенок 3-5 лет и старше.
Если пациент не реагирует, или вовсе без сознания, необходимо незамедлительно проверить дышит ли он, есть ли у него пульс, сердцебиение.
Об нарушении кровообращения будет свидетельствовать:
- отсутствие сознания,
- нарушение/отсутствие дыхания,
- пульс на крупных артериях не определяется,
- сердечные толчки не слышны,
- зрачки расширены,
- рефлексы отсутствуют.
Проверка наличия дыхания
Время, за которое необходимо определить, что произошло с ребенком не должно превышать 5-10 секунд, после чего необходимо приступать к сердечно-легочной реанимации у детей, вызвать скорую помощь.
Если Вы не умеете определять пульс, не стоит тратить на это время.
Первым делом убедитесь, сохранено ли сознание? Наклонитесь над ним, позовите, задайте вопрос, если он не отвечает — ущипните, сдавите руку, ногу.
Если реакции на Ваши действия со стороны ребенка не наступает — он без сознания.
Убедиться в отсутствии дыхания можно прислонившись щекой и ухом максимально близко к его лицу, если Вы не ощущаете на своей щеке дыхания пострадавшего, а также видите, что его грудная клетка не поднимается от дыхательных движений, это свидетельствует об отсутствии дыхания. Медлить нельзя! Необходимо переходить к приемам реанимации у детей!
Авс или сав?
Обеспечение проходимости дыхательных путей
До 2010 года существовал единый стандарт оказания реанимационной помощи, который имел следующую аббревиатуру: АВС. Свое название она получила от первых букв английского алфавита.
А именно:
- А — air (воздух) — обеспечение проходимости дыхательных путей;
- В — breathe for victim — вентиляция легких и доступ кислорода;
- С — circulation of blood — сжатия грудной клетки и нормализация циркуляции крови.
После 2010 года Европейским советом по реанимации были изменены рекомендации, согласно которым на первое место при проведении реанимационных мероприятий выходит проведение непрямого массажа сердца (пункт С), а не А. Аббревиатура поменялась с «АВС» на «СВА».
Но эти изменения возымели эффект среди взрослого населения, у которых причиной критических ситуаций является в большинстве своем сердечная патология.
Среди детского населения, как было указано выше, нарушения респираторные превалируют над сердечной патологией, поэтому среди детей по-прежнему руководствуются алгоритмом «АВС», по которому прежде всего обеспечивается проходимость дыхательных путей и дыхательная поддержка.
Проведение реанимации
Если ребенок находится без сознания, дыхание отсутствует или есть признаки его нарушения, необходимо убедиться, что дыхательные пути проходимо и сделать 5 вдохов рот в рот или рот в нос.
Если в критическом состоянии находится малыш до 1 года, не стоит делать слишком сильные искусственные вдохи в его дыхательные пути, учитывая небольшую емкость маленьких легких. После проведения 5 вдохов в дыхательные пути пациента, следует снова проверить витальные признаки: дыхание, пульс.
Если они отсутствуют, необходимо приступать к непрямому массажу сердца. На сегодняшний день принято соотношение числа сжатий грудной клетки и числа вдохов 15 к 2 у детей (у взрослых людей 30 к 2).
Как создать проходимость дыхательных путей ?
Голова должна быть в таком положении, чтобы дыхательные пути были проходимы
Если маленький пациент находится без сознания, то часто в его дыхательные пути западает язык, либо в положении на спине затылок способствует сгибанию шейного отдела позвоночника, и дыхательные пути будут закрыты. И в том и в другом случае искусственное дыхание не принесет никаких положительных результатов — воздух будет упираться в барьеры и не сможет попасть в легкие. Что следует делать во избежание этого?
- Необходимо разогнуть голову в шейном отделе. Попросту говоря, запрокинуть голову назад. Следует избегать слишком сильного запрокидывания, поскольку в этом случае может сместиться гортань вперед. Разгибание должно быть плавным, шея должна быть незначительно разогнута. Если есть подозрение, что у пациента травмирован позвоночник в шейном отделе, запрокидывание производить нельзя!
- Откройте рот пострадавшему, стараясь вывести нижнюю челюсть вперед и на себя. Осмотрите полость рта, удалите излишки слюны или рвотные массы, инородное тело, если таковое имеется.
- Критерием правильности, обеспечивающим проходимость дыхательных путей, служит следующее такое положение ребенка, при котором его плечо и наружный слуховой проход располагаются на одной прямой линии.
«Безопасное» положение
Если после вышеописанных действий дыхание восстановилось, Вы почувствовали движения грудной клетки, живота, поток воздуха изо рта ребенка, а также выслушивается сердцебиение, пульс, то другие приемы сердечно-легочной реанимации у детей проводить не следует. Необходимо повернуть пострадавшего в положение на бок, при котором его верхняя нога будет согнута в коленном суставе и выдвинута вперед, при этом голова, плечи и тело располагаются на боку.
Это положение еще называют «безопасным», т.к. оно предотвращает обратную обтурацию дыхательных путей слизью, рвотными массами, стабилизирует позвоночник, обеспечивает хороший доступ для наблюдения за состоянием ребенка.
После того, как маленький пациент уложен в безопасное положение, у него сохранено дыхание и прощупывается пульс, восстановились сердечные сокращения, необходимо наблюдать за ребенком и дожидаться приезда скорой.
Но не во всех случаях.
После выполнения критерия «А», восстанавливается дыхание. Если этого не произошло, отсутствует дыхание и сердечная деятельность, следует незамедлительно проводить искусственную вентиляцию и непрямой массаж сердца.
Вначале выполняют 5 вдохов подряд, длительность каждого вдоха примерно 1,0-,1,5 секунды. У детей старше 1 года выполняют вдохи «рот в рот», у детей до года — «рот в рот», «рот в рот и нос», «рот в нос».
Если после произведенных 5 искусственных вдохов признаки жизни по-прежнему отсутствуют, то приступают к непрямому массажу сердца в соотношении 15:2
Особенности непрямого массажа сердца у детей
Надавливания на грудную клетку для детей
При остановке сердца у детей непрямой массаж может оказаться весьма эффективным и вновь «запустить» сердце. Но только в том случае, если он проведен правильно, с учетом возрастных особенностей маленьких пациентов. При проведении непрямого массажа сердца у детей следует помнить следующие особенности:
- Рекомендуемая частота сжатия грудной клетки у детей 100-120 в минуту.
- Глубина надавливания на грудную клетку для детей до 8 лет — около 4 см, старше 8 лет — около 5 см. Надавливания должны быть достаточно сильными и быстрыми. Не следует бояться совершать глубокие надавливания. Поскольку слишком поверхностные компрессии не приведут к положительному результату.
- У детей на первом году жизни надавливания выполняют двумя пальцами, у более старших — основанием ладони одной руки или обеих рук.
- Руки располагаются на границе средней и нижней трети грудины.
Источник: https://ZabSerdce.ru/serdce/serdechno-legochnoj-reanimacii-deti.html
Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий
Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.
Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ
При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.
Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.
Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.
При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.
При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).
У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.
У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.
При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».
Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).
Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей
Возраст | Показатель | ||
Частота пульса, в минуту | АД (систолическое), мм рт. ст. | Частота дыхательных движений, в минуту | |
Новорожденный | 130-140 | 70/35 | 40-60 |
9-13 дней | 120-130 | 70/40 | 40-45 |
1 месяц | 120-130 | 75/40 | 40-45 |
2 месяца | 120-130 | 75/40 | 40-45 |
3-5 месяцев | 120-130 | 85/50 | 3540 |
6-11 месяцев | 120-125 | 94/55 | 30-35 |
1 год | 120-125 | 96/58 | 30-35 |
2 года | 110-115 | 96/58 | 25-30 |
3 года | 105-110 | 96/58 | 25-30 |
4 года | 100-105 | 96/58 | 25 |
5 года | 98-100 | 98/60 | 25 |
6 лет | 90-95 | 98/60 | 25 |
7 лет | 85-90 | 100/65 | 24 |
8 лет | 80-85 | 100/65 | 22-24 |
9-10 лет | 78-80 | 105/70 | 20-22 |
11-12 лет | 75-82 | 110/70 | 18-20 |
13-14 лет | 72-80 | 120/70 | 16-18 |
Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов
Далее, следуя правильному алгоритму действий при сердечно-легочной реанимации у детей, выполняется наружный (непрямой) массаж сердца.
Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1—2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.
Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.
Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен — действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет.
Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное — поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл).
Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.
Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых лекарственных препаратов.
Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% — 0,1 мл/год чистого адреналина).
Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.
Лидокаин: 10%-ный раствор— 1 мг/кг.
Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор — 2 мл/кг.
Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор — 20 мл/кг.
Статья прочитана 17 938 раз(a).
Открытые раны и закрытые повреждения мягких тканей – травмы, от которых не застрахованы ни взрослые, ни дети, но в детском возрасте риск получить ушиб, вывих, растяжение …
Чаще всего симптомы отека гортани связывают с аллергическими причинами и лечение, зачастую назначают для устранения аллергических реакций. Между тем, возникать это …
Аллергические заболевания нередко являются причиной скоропостижной смерти и относятся к разряду одних из самых опасных. Одна из таких болезней – отек Квинке, этиологию, …
При классификации судорожного синдрома у детей учитывается этиология и патогенез состояния. Судороги у ребенка могут быть фебрильными менингеальными, аффективно-респираторными …
Вне зависимости от способа попадания ядовитых веществ в организм при остром отравлении необходимо незамедлительное оказание медицинской помощи. Интенсивная терапия …
В числе прочих неотложных состояний в акушерстве выделяют отслойку плаценты, осложненный токсикоз, эклампсию, эклампсический приступ и другие патологии, любая из которых …
В последней редакции МКБ все виды ожогов по степеням кодируются под индексами с Т20 по Т32. При классификации ожогов в современных медсправочниках учитываются глубина …
Из всех типов утопления чаще всего диагностируется истинное, которое связано с непосредственным проникновением воды в дыхательные пути. Есть и другие виды утопления, …
Переохлаждение и перегревание организма квалифицируются как неотложные состояния, спровоцированные негативным воздействием температурных факторов. В зависимости …
Если у детей развивается лихорадка, особых признаков для беспокойства нет: организм самостоятельно пытается бороться с патогенами, повышая свою температуру. Но в том …
Все виды кровотечений, кодирующиеся в МКБ-10 как R58, подразделяют на наружные и внутренние. При классификации этого состояния учитываются сроки, за которые кровь истекает …
В числе неотложных состояний сердечно-сосудистой системы, требующих экстренной помощи, выделяют тяжелые патологии органов, отвечающих за обеспечение циркуляции крови. …
Само словосочетание «неотложное состояние» четко и недвузначно характеризует реальное положение дел – это состояние, оказание помощи при котором не терпит даже малейших …
В числе неотложных состояний у детей, требующих экстренной помощи, отдельно выделяют патологические кризы верхних дыхательных путей. В частности, речь идет о дыхательной …
Вне зависимости от вида комы неотложная медицина предписывает сходный алгоритм действий. Оказывая помощь, необходимо учитывать степень выраженности патонарушений …
Организация работы скорой медицинской помощи в России и требования, которые обязаны соблюдать сотрудники выездных бригад, прописаны в соответствующем приказе Минздрава …
При любых видах химических ожогов кожи пострадавшим необходимо оказать доврачебную помощь. При доставке в медучреждение такие пациенты обязательно получают противостолбнячную …
Термин «рана» медики применяют в том случае, если в результате травмы, вызванной механическим воздействием, нарушается целостность покровов, тканей или органов. Классификация …
Источник: https://med-pomosh.com/?p=6002
18. Техника оказания помощи ребенку раннего возраста при рвоте
Оснащение:Пелёнки, клеёнка, салфетки.1 пара стерильных перчаток, почкообразныйлоток, резиновый баллончик, кипячёнаявода. контейнер для отходов класса «В»,стерильные марлевые салфетки.
Подготовка к манипуляции:
1. Объяснить маме ход процедуры,получить согласие.
2. Провести санитарную обработку рук
Выполнение манипуляции:
1.Уложить ребёнка с приподнятымголовным концом, голову повернуть набок.
2.Закрыть шею и грудь ребёнка клеёнкойи пелёнкой.
3. Подставить ко рту ребёнка почкообразныйлоток.
4. После прекращения рвоты с помощьюрезинового баллончика с кипячёной водойпровести орошение полости рта, наклонивголову ребёнка над лотком. Протеретьгубы ребёнка салфеткой.
5. Дать выпить 1-2 чайные ложки кипячёнойводы.
Завершение манипуляции:
1. Подвергнуть изделия медицинскогоназначения многоразового использованияобработке в соответствии с отраслевымстандартом и нормативными документамипо дезинфекции и предстерилизационнойочистке.
2. Провести дезинфекцию медицинскихотходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаленияотходов лечебно – профилактическихучреждений».
3. Вымыть, осушить руки.
19. Техника проведения ивл ребенку различными методами а. Мешком амбу с маской
Оснащение: Тканевой валик, стерильныемарлевые салфетки, маска, мешок Амбу,
электроотсос, контейнер для отходовкласса «В», стерильные перчатки.
Подготовка к манипуляции:
1. Провести санитарную обработку рук.Надеть перчатки.
2. Положить ребенка на горизонтальнуютвердую поверхность и освободить отодежды.
3. Осмотреть верхние дыхательные пути,при необходимости удалить рвотные массыили слизь при помощи электроотсоса,пальцем, салфеткой.
Выполнение манипуляции:
1. Отвести голову ребенка назад, положитьв под плечи валик, вывести нижнюю челюстьв перед (относительно положение ребенка).
2. Присоединить к маске мешок Амбу.
3. Плотно положить маску на нос и ротребенку.
4. Одной рукой удержать маску на лицеребенка: носовую часть ее прижать 1-ымпальцем, а подбородочную -2-ым пальцем,3,4 и 5 –ми пальцами подтянуть подбородокребенка кверху.
5. Свободной рукой сдавить мешок допоявления поднятия грудной клетки,после чего отпустить мешок, чтобыпроизошел выдох, а затем снова произвестивдох.
6. Частота ИВЛ должна быть не менее 40вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20вдуваний (у детей старшего возраста).
7. Продолжить ИВЛ до появлениясамостоятельного дыхания или приходаврача.
Завершение манипуляции:
1. Подвергнуть изделия медицинскогоназначения многоразового использованияобработке в соответствии с отраслевымстандартом и нормативными документамипо дезинфекции и предстерилизационнойочистке.
2. Провести дезинфекцию медицинскихотходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаленияотходов лечебно – профилактическихучреждений».
3. Вымыть, осушить руки.
Б. Методом дыхание изо «рта в рот»
Оснащение:Тканевой валик,стерильные марлевые салфетки, электроотсос,контейнер для отходов класса «В»,стерильные перчатки.
Подготовка к манипуляции:
1. Провести санитарную обработку рук.Надеть перчатки.
2. Положить ребенка на горизонтальнуютвердую поверхность и освободить отодежды.
3. Осмотреть верхние дыхательные пути,при необходимости удалить рвотные массыили слизь при помощи электроотсоса,пальцем, салфеткой.
Выполнение манипуляции:
1. Отвести голову ребенка назад,положить под плечи валик,
вывести нижнюю челюсть в перед(относительно положение ребенка).
2. Положить на область рта и носаребёнка салфетку.
3.Сделать вдох и плотно прижать свойрот ко рту и носу ребёнка.
4. Энергично выдохнуть содержимоесвоих лёгких, не форсируя выдох.
5. Сделать два глубоких вдоха синтервалом в 5 секунд и продолжительностью1,5-2 секунды каждый.
6. Проверить наличие дыхательныхдвижений грудной клетки и движениявоздуха изо рта и носа ребёнка привыдохе.
7. Частота ИВЛ должна быть не менее40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и20 вдуваний (у детей старшего возраста).
8. Продолжить ИВЛ до появлениясамостоятельного дыхания или приходаврача.
Завершение манипуляции:
1. Подвергнуть изделия медицинскогоназначения многоразового использованияобработке в соответствии с отраслевымстандартом и нормативными документамипо дезинфекции и предстерилизационнойочистке.
2. Провести дезинфекцию медицинскихотходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630- 10 «Правила сбора, хранения и удаленияотходов лечебно – профилактическихучреждений».
3. Вымыть, осушить руки.
Источник: https://studfile.net/preview/5134621/page:9/
Алгоритм реанимационных действий новорожденным деткам: ИВЛ, прочие способы
Новорожденные часто рождаются с самыми разнообразными патологиями. В большинстве современных роддомов имеется все необходимое для выхаживания больных и родившихся раньше срока младенцев. Алгоритм реанимации малышей отлажен, врачи выполняют все действия четко, спасая маленькую жизнь.
Тренировка на манекене
Понятие о реанимации новорожденных
Молодые люди, которые еще только готовятся стать родителями, обычно мало знают о реанимации новорожденных – каждый надеется, что «его это не коснется».
Однако на практике это может коснуться каждого, потому что роды – процесс непредсказуемый, и всегда что-то может пойти не так. Именно по этой причине врачи категорически не рекомендуют женщинам рожать дома.
В отличие от домашних условий, в каждом современном роддоме имеется отделение интенсивной терапии, или реанимации, для новорожденных.
Благодаря своевременной реанимации больных и недоношенных малышей и координированным действиям, врачам удается:
- снизить процент детской смертности;
- помочь выжить детям, которые родились с серьезными врожденными пороками и патологиями;
- предотвратить развитие у грудничков заболеваний;
- выходить недоношенных детей, которые появились на свет намного раньше положенного срока.
Известно, что в некоторых случаях на свет появляются дети меньше 500 граммов весом. Это происходит, если ребенок родился на шестом-седьмом месяце беременности. Еще несколько лет назад такие малыши были обречены на смерть сразу после рождения, теперь их успешно выхаживают в реанимации, помогая им набрать нужный вес и научиться самостоятельно питаться.
Ребенок может попасть в реанимацию по разным показаниям, чаще всего это недоношенность, переношенность или желтуха.
Внимание! Сильная послеродовая желтуха в первые дни жизни является абсолютным показанием для реанимации. Если не снять желтуху вовремя, повышенное количество билирубина в крови может привести к глухоте и слабоумию ребенка.
В реанимации нуждаются недоношенные и больные дети
Когда необходима реанимация
Почему нет реакции на Манту у ребенка — все, что нужно знать о прививке
Есть много причин для реанимации новорожденного, каждый раз врачи используют индивидуальный подход к конкретному младенцу, в зависимости от его патологии. Чаще всего интенсивная терапия нужна малышу по следующим поводам:
- глубокая недоношенность с неполным раскрытием легких;
- гипогликемия;
- тяжелые врожденные пороки сердца;
- травмы головного мозга и центральной нервной системы, вызванные сложными родами;
- экстренное кесарево сечение у матери;
- клиническая смерть малыша;
- плохой набор веса;
- переношенная беременность (42-43 недели).
В каждом из этих случае врачи и акушерки обязаны объяснить матери, по какой причине ребенок попал в отделение интенсивной терапии. Когда малыш находится в реанимации, к нему никого не пускают, это правило неукоснительно соблюдается. Первое время большинство таких детей питается через зонд, потому что не может самостоятельно сосать грудь из-за патологий в развитии.
Когда ребенок поправится, он сможет без проблем питаться самостоятельно. Поэтому молодая мать, пока малыша лечат, должна начать сцеживать молоко, чтобы успешно наладить грудное вскармливание.
Естественное кормление особенно важно для больных и недоношенных малышей, потому что с молоком матери кроха получает ее иммунитет и полезную микрофлору кишечника.
При некоторых пороках сердца ребенку тяжело сосать грудь, в этом случае малыша следует кормить сцеженным молоком в сочетании со смесью.
Что необходимо для реанимации новорожденных
Если в реанимации новорожденный, врачи заранее готовят все необходимое для сохранения жизни и здоровья грудничка. Для возвращения к жизни больного или ослабленного малыша необходимо:
- прогреть стол, на котором осуществляется реанимация, и пеленки для заворачивания малыша, потому что больные и недоношенные дети могут легко замерзнуть;
- проверить, достаточно ли кислорода, выбрать нужную скорость его подачи, в соответствии с весом и состоянием малыша;
- заранее подготовить оборудование, используемое для отсасывания слизи из дыхательных путей, чтобы ребенок своевременно задышал;
- подготовить шприцы и зонд для удаления содержимого желудка и первородного кала в том случае, если ребенок случайно вдохнул каловые массы;
- проверить, работает ли набор для интубации.
Царапки для новорожденных — до скольки месяцев нужно одевать ребенку
После этого можно начинать работу по возвращению к жизни больного или недоношенного младенца. Реанимацию ведет детский неонатолог – специалист по новорожденным, совместно с реаниматологом и медсестрой. Присутствие реаниматолога в зале на каждых родах является обязательным.
Успех мероприятий во многом зависит от того, насколько слаженно работает бригада медиков. К работе в отделении интенсивной терапии допускаются только самые квалифицированные специалисты с большим опытом работы, имеющие соответствующее удостоверение.
Каждому младенцу, попадающему в отделение, присваивается регистрационный номер.
Первичная реанимация включает в себя отсасывание слизи изо рта и носа младенца. Если ребенок так и не смог задышать самостоятельно, врач выполняет интубацию трахеи. Когда дыхание, наконец, появляется, но не прослушивается четкий ритм, младенца подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.
Этот аппарат есть в каждом роддоме, он помогает спасти жизнь самым больным и слабым малышам. Главное – начать необходимые мероприятия вовремя по заданной схеме, чтобы не упустить драгоценные секунды.
Вентиляцию легких проводят не только при отсутствии дыхания – если грудничок дышит, но пульс достигает менее 100 ударов в минуту, подключение к аппарату является обязательным условием реанимации.
Внимание! Все лекарства в реанимации малыш получает бесплатно. Однако родителей могут попросить приобрести искусственную смесь для кормления младенца, так как в это время ребенок разлучен с мамой и не может сосать материнскую грудь.
В современных роддомах и отделениях реанимации есть все необходимое оснащение для спасения малышей
Ивл у новорожденных
Сепсис новорожденных: причины, последствия, профилактика
При Ивл у новорожденных алгоритм всегда будет один и тот же. Процедура проводится поэтапно, в строгом соответствии с утвержденными нормативами и инструкциями. Краткая последовательность первичных реанимационных манипуляций, утвержденных приказами и протоколами:
- врач запрокидывает набок головку младенца;
- на лицо ребенку надевают кислородную маску;
- если в желудок попадает воздух, его убирают при помощи специального зонда;
- врач осуществляет наблюдение за ребенком до тех пор, пока у него ни нормализуются дыхание и пульс.
Если искусственная вентиляция легких в течение одной минуты не дает результатов, врач обязан выполнить интубацию трахеи. Когда малыш делает вдох, медик вводит ему в рот инкубационную трубку и проводит ее через ые связки в тот момент, когда их створки открываются.
После этого воздух попадает в легкие, и грудная клетка начинает сокращаться. Затем младенца подключают к системе снабжения кислородом. Как правило, мероприятие проходит успешно, когда малыш начинает дышать сам, его жизни уже ничего не угрожает.
Теперь главное – постоянно контролировать состояние ребенка и обеспечить ему надлежащие условия для развития, роста и питания.
Если у малыша не до конца раскрылись легкие, ему требуется искусственная вентиляция
Если сразу после рождения малыша увезли в отделение интенсивной терапии, то есть в реанимацию, паниковать не стоит.
Без сомнения, врачи родильного дома сделают все возможное, чтобы ребенок поправился, а его дальнейшее развитие протекало благополучно. От родителей требуется только одно: выполнять все назначения медиков.
После выписки из роддома следует сразу же вызвать на дом участкового педиатра, он подскажет алгоритм дальнейших действий по уходу за младенцем и даст рекомендации.
Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/o-reanimatsii-novorozhdennykh.html
Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных
Для оказания неотложной помощи при внезапной остановке сердца на выезд приезжает специальная кардиологическая бригада, чья задача – проведение расширенных реанимационных мероприятий и немедленная доставка пациента в больницу. Она работает по протоколу, включающему такую последовательность действий:
- Проверка жизненных показателей и постановка диагноза. Для этого применяют более широкий арсенал оборудования, в том числе электрокардиограф. Необходимо исключить другие причины клинической смерти, такие как кровотечение или блокада.
- Возобновление проводимости верхних дыхательных путей. Для максимально эффективного обеспечения кислорода делают их интубацию.
- Реанимационные мероприятия проводят по тому же алгоритму, что указан выше, но для ИВЛ используют дыхательные маски, мешок Амбу или аппарат искусственной вентиляции.
- При наличии мерцательной тахикардии или фибрилляции желудочков на ЭКГ поднимают вопрос о применении дефибрилляции.
- Производят медикаментозную поддержку путем внутривенного или внутрисердечного введения таких препаратов как «Адреналин» (1 мл 0,1% в 19 мл раствора NaCl 0,9%) и «Кордарон» (при наличии аритмий, 300 мг в/в).
Алгоритм оказания неотложной помощи детям
1. Основные признаки клинической смерти: отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания; исчезновение пульса на крупных артериях (сонные, бедренные); бледный или сероземлистый цвет кожи; зрачки широкие, без реакции их на свет.
Неотложные мероприятия. Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния.
Два обязательных действия до начала сердечно-легочной реанимации (далее-СЛР):
- отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
- при возможности вызвать на себя специализированную бригаду.
1.1. Последовательность реанимационных мероприятий:
1.1.1. восстановление проходимости дыхательных путей:
- уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, асфальт, пол);
- очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс;
- слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути
- (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею
- кладут мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни;
- выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.
1.1.2. восстановление дыхания: начать искусственную вентиляцию легких (далее-ИВЛ) мешком «Амбу» (при отсутствии — экспираторными методами «изо рта в рот» — у детей старше 1 года, «изо рта в рот и нос» — у детей до 1 года), частота дыхательных циклов зависит от возраста пациента:
- у новорожденных – 40 в 1 мин,
- у детей первых лет жизни – 20 в 1 мин,
- у подростков – 15 в 1 мин.
1.1.3. восстановление кровообращения – закрытый массаж сердца (далее – ЗМС): 1.1.3.1. точка приложения силы при компрессии:
- у детей до 1 года располагается на ширину одного пальца ниже сосковой линии;
- у детей 1-7 лет — нижняя часть грудины;
- у детей старше 10 лет — нижняя часть грудины.
1.1.3.2. глубина вдавления грудной клетки:
- до 1 года — 1,5 — 2,5 см;
- 1 -7 лет — 2,5 — 3,5 см;
- старше 10 лет — 4 -5 см.
1.1.3.3. у новорожденных и детей первого года жизни ЗМС производят 2 пальцами, от 1 года до 8 лет – ладонью одной руки, старше 8 лет – кистями обеих рук. 1.1.3.4. частота компрессий в 1 минуту:
- до 1 года — 100 – 120;
- 1-8 лет — 80 – 100;
- старше 8 лет – 80.
1.1.3.5. соотношение между ИВЛ и ЗМС:
- 1 реаниматор 2 : 15 (2 вдоха – 15 компрессий);
- у грудных детей соотношение 1 : 5 даже при работе 1 врача;
- при работе 2 и более реаниматоров соотношение ИВЛ и ЗМС 1 : 5.
- Состояние ребенка повторно оценивается через 1 минуту после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.
1.2. Критерии эффективности ИВЛ и ЗМС:
- наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт компрессии грудины;
- уменьшение степени цианоза кожи и слизистых;
- сужение зрачков и появление реакции на свет.
1.3. Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни: 1.3.1. если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и ЗМС, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:
- 0,18% раствор эпинефрина из расчета 0,01 мл/кг, разводят 1 мл 0,18% эпинефрина на 9 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят 0,1 мл/кг 0,018% разведенного эпинефрина, по показаниям эту дозу можно повторять через 3-5 мин в течение СЛР;
- 0,1% раствор атропина сульфата из расчета 0,02 мг/кг (0,02 мл/кг), эту дозу можно повторить через 5 мин, но не более 4 раз на всю СЛР (доза 0,1% атропина не должна превышать 1 мг на всю СЛР);
- по показаниям (продолжительность СЛР более 8-10 мин) раствор бикарбоната натрия из расчета 1 ммоль/кг (1 мл/кг 8,4% раствора бикарбоната натрия или 2 мл/кг 4% раствора) в/в медленно в течение 2 мин и обязательно при адекватной ИВЛ;
- для введения эпинефрина и натрия бикарбоната необходимо использовать разные венозные доступы;
- 2% раствор лидокаина из расчета 1 мг/кг (у новорожденных 0,5 мг/кг) при фибрилляции сердца;
1.3.2. инфузионная терапия:
- ввести 0,9% раствор натрия хлорида из расчета 10-15 мл/кг (введение растворов глюкозы при СЛР противопоказано);
- пути введения лекарственных средств при СЛР: в/в, эндотрахеальный.
1.4. электроимпульсная терапия (далее-ЭИТ), показания к применению:
- фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия;
- ЭИТ у детей проводят сериями из 3 разрядов: 2 Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг.
1.5. показания к прекращению СЛР: отсутствие положительного эффекта от проводимых в полном объеме реанимационных мероприятий в течение 30 мин в условиях нормотермии.
2. Особенности реанимации новорожденных.
2.1. Последовательность действий при реанимационной ситуации:
- отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
- при возможности вызвать на себя специализированную бригаду;
- насухо вытереть новорожденного;
- осмотреть и оценить состояние (цвет слизистых, оценка дыхания, частоту сердечных сокращений);
- очистить ротовую полость;
- начать реанимационные мероприятия.
2.2.Осмотр и оценка состояния новорожденного
Шкала Апгар не используется для принятия решения о необходимости проведения реанимации, она предназначена для оценки состояния новорожденного не нуждающегося в реанимационной помощи. Решение о начале проведения реанимационных мероприятий принимается на основании 3 критериев. 2.2.1.
Цвет кожи – цианоз слизистых достоверно указывает на наличие гипоксемии. 2.2.2. Оценка спонтанной дыхательной активности – производится с помощью визуальной экскурсии грудной клетки и аускультации с целью установления дыхательных шумов.
Оценка только экскурсий грудной клетки недостаточно, так как возможна обструкция дыхательных путей и в этом случае дыхание будет неэффективным, несмотря на сохраняющуюся экскурсию грудной клетки.
В норме новорожденный всегда отвечает на тактильную стимуляцию, поэтому при установлении факта наличия недостаточной респираторной активности, первое действие – тактильная стимуляция (похлопывание по подошвам стоп или потирание по спине). Данные действия выполняются не более 2 раз, если нет ответа – выполнять ИВЛ мешком Амбу.
Для выполнения вентиляции мешком Амбу новорожденному с апноэ, неадекватным дыханием, или при наличии центрального цианоза используется 100% кислород.
При адекватном дыхании и частоте сердечных сокращений (далее-ЧСС) более 100 в минуту используется оксигенотерапия не более 5 л/мин через лицевую маску на короткий промежуток времени до восстановления тактильной чувствительности. Как только новорожденный становится розовым, осуществляется пошаговый «уход» от концентрации кислорода. 2.2.3. ЧСС и ритм оцениваются аускультативно. При отсутствии сердечных тонов – проводить вентиляцию мешком Амбу в течение нескольких секунд с последующей повторной оценкой. ЧСС менее 100 ударов – показание для проведения вентиляции мешком Амбу.
2.3. Последовательность реанимационных мероприятий:
- восстановление проходимости дыхательных путей:
- открыть рот, слегка разогнув голову, и выполнить аспирацию из ротоглотки и носа (аспирация должна проводиться за короткий промежуток времени);
- если при аспирации получен меконий – интубация трахеи (таблица 1) и аспирация из трахеобронхиального дерева (в условиях реанимационной бригады) через интубационную трубку (продолжительность манипуляции не более 20 сек);
Your browser does not support HTML5 video.
Автоматический дефибриллятор для реанимации
Это небольшой прибор, который позволяет воздействовать электрическим разрядом через грудную клетку на сердечную мышцу. Эти действия позволяют восстановить кровообращение и запустить сердце.
Не каждая остановка сердца требует проведения дефибрилляции, но портативное устройство позволяет оценить сердечный ритм и определить необходимость нанесения электрических разрядов.
Источник: https://MedBur.ru/serdce/slr-novorozhdennyh-algoritm.html