Интересы первоклассников

Содержание
  1. Как заинтересовать первоклассника учебой: как мотивировать первоклассника учиться?
  2. Мотивация первоклассника в учёбе
  3. Как заинтересовать первоклассника учёбой
  4. Следите за режимом дня ребёнка
  5. Время для заданий — пик активности ребёнка
  6. Смысл учёбы — в знаниях
  7. Поощряйте самостоятельность
  8. Не завышайте значение оценок
  9. Сделайте внеучебную жизнь насыщенной
  10. Выбирайте интересные материалы для обучения
  11. Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
  12. Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
  13. 1. Я и моя семья
  14. 2. Природа
  15. 3. Время и пространство
  16. 4. Профессии
  17. 5. Искусство и спорт
  18. 6. Правила безопасности
  19. 7. Мотивация
  20. Логика и мышление
  21. Чтение и речь
  22. Математика
  23. 8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник
  24. 1. Показать зубы
  25. 2. Достать правой рукой левое ухо
  26. 3. Стоять на одной ноге
  27. 4. Рисовать «дорожки», не заступая за края
  28. 5. Считать в обратную сторону
  29. 6. Самостоятельно одеваться
  30. 7. Есть вилкой
  31. 8. Следовать инструкциям учителя
  32. Что же делать, если он еще не готов?
  33. Как вернуть интерес к учебе у первоклассника?
  34. Что не стоит делать?
  35. Как найти причину?
  36. Мотивация к учёбе
  37. Похожее
  38. Как понять, что ребенок готов к первому классу
  39. Будущий первоклассник знает и может назвать:
  40. Будущий первоклассник умеет:
  41. Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”
  42. Как адаптировать к школе первоклассника
  43. Что такое адаптация к школе?
  44. Сколько длиться адаптация первоклассника
  45. Как происходит адаптация?
  46. Как помочь ребенку?
  47. Чего не надо бояться и что должны помнить родители накануне 1 сентября
  48. Часть первая, эмоциональная. Что делать с тревогой?
  49. Часть вторая, рациональная. Как не ошибиться при выборе формы образования

Как заинтересовать первоклассника учебой: как мотивировать первоклассника учиться?

Интересы первоклассников

Многие первоклашки охотно идут в школу, начинают учиться с энтузиазмом, но со временем этот запал может подугаснуть, и ребёнок начинает воспринимать учёбу с неохотой, не слушает учителя, ленится, откладывает выполнение заданий. Разбираемся, как подтянуть первоклассника в учёбе, почему у ребёнка может пропасть мотивация и как это изменить.

Мотивация первоклассника в учёбе

Первоклашки от природы любознательны, поэтому если у ребёнка пропала мотивация к учёбе, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период.

Что влияет на отсутствие мотивации у первоклассника?

  • Перегруженность информацией. Ещё на этапе подготовки к школе родители обсуждают, что ребёнку необходимо для школьной жизни, какая будет школа и уроки, какой иностранный язык и кружки выбрать и так далее. От избытка этой информации ребёнок может начать бояться школы и всего, что с ней связано.
  • Ребёнку скучно. Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными, некоторые уже даже знают программу первого класса. Родителям кажется, что усиленная подготовка облегчит ребёнку обучение, но у этого есть и оборотная сторона — малышу становится неинтересно учиться.
  • Физиологические причины. Изменение режима дня, умственные нагрузки, необходимость быть усидчивым и внимательным, снижение физической активности.
  • Новая роль, к которой нужно адаптироваться. Если раньше ребёнок мог в любой момент побегать и поиграть, то теперь ему предстоит внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, адаптироваться к коллективу.
  • Эмоциональный дискомфорт. Ребёнок переживает из-за своих неудач, особенно если учится в школе, где введена система боится подвести родителей и почувствовать себя хуже других.

Родителям, которые задумываются, как мотивировать первоклассника на учёбу, необходимо помнить, что ребёнок проходит через важный период и может испытывать сложности возрастного кризиса.

Он переживает период серьёзной трансформации, у ребёнка появляется понимание ответственности, исполнения обязанностей, необходимость учитывать требования школы.

Нужно помочь ему адаптироваться к этим изменениям и найти мотивацию к учёбе.

Как заинтересовать первоклассника учёбой

Самое важное, что необходимо сделать родителям, — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования.

Следите за режимом дня ребёнка

Источник: unsplash.com / @chuttersnap

Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5-2 часа. При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.

Время для заданий — пик активности ребёнка

Источник: unsplash.com / @hudsoncrafted

Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время своей наивысшей активности (это особенно удобно, когда ваш ребёнок находится на дистанционном обучении).

Смысл учёбы — в знаниях

Источник: unsplash.com / @jeshoots

Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми.

Поощряйте самостоятельность

Источник: unsplash.com / @coinvie

Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий. Не переусердствуйте с помощью, у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.

Не завышайте значение оценок

Источник: unsplash.com / @dslr_newb

Расскажите ребёнку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания.

Сделайте внеучебную жизнь насыщенной

Источник: unsplash.com / @itfeelsfilm

Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.

Выбирайте интересные материалы для обучения

Источник: unsplash.com / @kellybritostudio

В начальной школе «Фоксфорда» ребёнок не просто получает знания, он начинает проявлять познавательную активность благодаря интересным урокам и увлекательной подаче материала.

Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-zainteresovat-pervoklassnika-ucheboj

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Интересы первоклассников

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?

— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов.

Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?

— Перечисли животных, которые тебе известны.

А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?

— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Источник: https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/znat-umet-budushchiy-pervoklassnik

8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник

Интересы первоклассников

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение – если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника – это физическая нагрузка, и немалая.

Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно – ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.

Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – это признак готовности руки к обучению письму.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех – до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень – если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа – это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», – как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно – только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» – это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» – ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков.

Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» – значит, ребенок просто еще не созрел физически.

Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, – выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/4/children/14171-8_veschey_kotorye_dolzhen_umet_buduschiy_pervoklassnik

Как вернуть интерес к учебе у первоклассника?

Интересы первоклассников

Многие дети с нетерпением ждут того момента, когда они пойдут в первый класс. Первый учитель, новые знакомства, да и много чего ещё ожидает кроху в этом заведении.

Первые недели, а иногда и месяца, заполнены радостью, а к знаниям ребёнок стремится с большим энтузиазмом.

Но наступает такое время, когда малыш осознаёт, что ходить ему сюда придётся ещё одиннадцать лет, а учебная нагрузка и требования к дисциплине ложатся тяжёлым камнем на его плечи. Так как же вернуть интерес к учебе и тягу к знаниям?

Что не стоит делать?

Очень часто родители, замечая первые плохие оценки в дневнике, начинают жёстко контролировать ребёнка. Каждая последующая плохая оценка становится сущим кошмаром, который приводит к ограничениям в проведении досуга и прочим лишениям. В данном случае стоит остановиться и задуматься.

Такой подход лишь запугает ребёнка и окончательно отобьёт ему всё желание учиться дальше. Ребятишки и без того болезненно воспринимают получение плохих а если их ещё и запугать, можно поставить крест на здоровой психике ребёнка.

Возможно, такими методами вы и вырастите отличника, но радости это самому ребёнку, увы, не принесёт.

Примечание:
 В более старшем возрасте такой подход может принести и обратные плоды. Ребёнок назло не будет проявлять даже видимости заинтересованности, что явно нежелательно допускать.

Однако пускать дело на полный самотёк тоже не следует. Причина потери энтузиазма всегда есть. Если её вовремя не найти, ребёнок упустит много материала из школьной программы, что не принесёт ему никакой пользы в дальнейшем.

А, быть может, верный настрой уже не вернётся никогда, и это вряд ли какому родителю придётся по вкусу.

Впадать в крайности строго запрещается, если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок совершенно потерял всякое стремление к знаниям.

Как найти причину?

Если с тем, что делать ни при каких условиях нельзя, всё понятно, найти правильный подход к ребёнку будет немного посложнее. В первую очередь необходимо найти причину потери энтузиазма, коих великое множество.

Первая причина может быть в преподавателе, который неинтересно проводит уроки. Даже самую увлекательную информацию можно подать настолько скучно, что любознательный ребёнок потеряет всякий интерес к получению этой информации.

Вторая причина несколько похожа на первую. Заключается она в организации учебного места. Возможно, интерьер класса вовсе не настраивает ребёнка на получение знаний. Также причина может быть в количестве учеников в классе (от слишком большого до слишком маленького).

 Третья причина заключается в отношениях с одноклассниками. Если у ребёнка с первых недель закладываются не очень хорошие отношения со сверстниками, это вряд ли послужит стимулом к получению знаний. Дети очень болезненно воспринимают негативные отношения с одноклассниками, а это вполне может стать причиной потери интереса к школе и знаниям в принципе.

Также причина может быть в отношении преподавателя к ребёнку. Многие педагоги любят активных детей, которые сразу проявляют участие в учебном процессе с огромным энтузиазмом. Такие ребята сразу становятся любимцами учителей.

Если ваш ребёнок застенчивый по своей природе, он вряд ли станет первым поднимать руку во время ответа, да и вообще стремиться проявлять большую активность на уроке.

Учитель попросту может не оценить знания ребёнка и неправильно отнестись к нему, что отрицательно скажется на психике маленького человека. Вскоре ребёнок может и вовсе потерять интерес.

Иногда причиной становятся сторонние увлечения ребёнка, которые могут создать помеху в усвоении школьной программы. Не следует с первого же класса нагружать чадо кружками и секциями. Много хорошего – тоже плохо.

Позвольте ребёнку самостоятельно выбрать один — два кружка, которым он хочет уделять время вне учёбы.

Однако могут быть и индивидуальные причины, которые, не откладывая, стоит рассмотреть с профессиональным психологом и педагогом.

Мотивация к учёбе

 Разобравшись с причиной, следует перейти к её устранению. Лучше всего посоветоваться с психологом, так как каждая личность индивидуальна, и подход также должен быть индивидуальным.

Однако устранение причины не означает устранение последствий. Наступает довольно сложный период восстановления интереса к учёбе. Здесь родители могут помочь своему чаду в становлении на верный путь, однако способ «кнут и пряник» может серьёзно усугубить ситуацию и послужить причиной к очередной потере энтузиазма.

Подавайте личный пример своему ребёнку. Если он будет видеть ленивого родителя без цели в жизни, ему вряд ли самому захочется к чему-то стремиться. «Учитесь» вместе со своим ребёнком, ставьте перед собой цели и идите к ним.

Тогда и ребёнок захочет следовать за вами, стремиться к достижению собственных целей.
Вы можете проявить фантазию и выполнять задания в форме игры. Как математические действия, так и занимательные факты об окружающем мире можно подать в виде увлекательной игры.

Тогда учёба для ребёнка станет гораздо интереснее, а стремление к знаниям повысится.

Поощряйте чадо в его начинаниях, хвалите за достижения. Однако не следует сосредотачивать много внимания на школьных отметках, оценивайте в первую очередь знания и стремление к ним.

Тогда ребёнок поймёт, что школьные отметки – лишь следствие приобретаемых им познаний, поэтому главной его целью не будет получить хорошую оценку любой ценой. В первую очередь он будет ценить знания и навыки, получаемые в школе. Не перехваливайте ребёнка.

Он должен понимать, что каждую похвалу необходимо заслужить собственным трудом.

Однако лучше не допустить потери интереса к учёбе, чем заниматься долгим его возвращением. При первых же проявлениях отсутствия энтузиазма поговорите со своим ребёнком. Будьте для него самым лучшим и верным другом, а не просто родителем, тогда и исправлять упущенное не придётся.

Похожее

Источник: https://uchitelskaia.ru/interes-k-uchebe/

Как понять, что ребенок готов к первому классу

Интересы первоклассников

До сентября больше месяца, но родители будущих первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой впрок.

Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать “домашку”? “Российская газета” разбирается вместе с экспертами – председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.

Первое – ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью.

У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и обслуживать себя в элементарной гигиене.

К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе детей уже никто кормить не будет.

Второе – это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, уметь общаться и дружить со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. А еще – понимать, зачем ему нужно идти в школу…

На чем мечтают делать деньги современные школьники

– Для оценки психологической готовности ребенка к школе в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, – рассказала психолог Анастасия Кузнецова. – Такой мини-скрининг психологического “набора” будущего первоклашки поможет родителям сориентироваться, над чем еще “поработать”, чтобы ребенок легко адаптировался к школе.

Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.

– Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки – “обязательная программа”, а предметная готовность – “произвольная”, – замечает Анастасия Кузнецова. – Потому что при сформированности первых двух, третье – дело быстро наживное.

А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и “Онегина” декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам – высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.

А теперь по пунктам.

Будущий первоклассник знает и может назвать:

– фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)

– свой возраст и дату рождения;

– свой домашний адрес;

– страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;

– времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);

– дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.

Будущий первоклассник умеет:

– выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;

– различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;

– различать и правильно называть цвета цветового спектра;

– владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;

– свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т.д.);

– соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;

– составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

– пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;

Из школьного меню уберут невкусные обеды

– составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;

– запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;

– внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;

– действовать по правилам в игре или задании;

– оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)

– обращаться к взрослым людям на “вы”, здороваться, прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”, обращаться с просьбой и за помощью.

Должен ли ребенок знать слово “надо”, и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?

– Знать слово “надо”, значит, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам: хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, – говорит Анастасия Кузнецова. – В психологии это называется “произвольность”, она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил. К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

– В первом классе нет домашних заданий, – говорит председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов.

– Учитель может давать ребятам индивидуальные поручения, направленные на формирование определенных навыков: дописать строчку в тетради, внести отметку в дневник наблюдения за погодой, сделать фото семейной прогулки в парке и так далее. Они носят развивающий и воспитывающий характер и занимают совсем не много времени.

Репетиторы для началки – нормальное явление? Почему родители нанимают репетиров в первом классе?

– Это странное явление, – считает Максим Иванцов. – Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их.

В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности.

Поэтому репетитор в началке – это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.

Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?

– Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и “проходить” материал заранее, – уверен педагог.

– Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно.

Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.

Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”

Для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать. Здесь необходима синхронность: как в школе – так и дома.

Поэтому первое и главное правило – постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми.

В рамках этого алгоритма и нужно действовать, – замечает – считает Максим Иванцов.

Алгоритм выполнения домашнего задания

1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет:

открывает электронный дневник,

Что ждет школы в новом учебном году

распечатывает страничку с заданиями, чтобы обозримый перечень задач находился перед глазами;

последовательно достает и готовит учебники и тетради, которые понадобятся, организовывает пространство.

2. Подготовка к выполнению задания: родитель организует действия в форме вопросов, ребенок выполняет:

определяется с первым предметом, ставит учебник на подставку;

смотрит, что задано по предмету, отмечает карандашом в учебнике задания, которые необходимо выполнить;

определяет последовательность выполнения заданий.

3. Выполнение заданий и контроль качества: ребенок контролирует свои действия, родитель задает вопросы на понимание:

ребенок вслух читает задание, родитель уточняет, что нужно сделать;

родитель спрашивает, как выполнить задание, обсуждает способы и последовательность действий;

ребенок выполняет действия, проговаривая их вслух.

Если подобные действия повторяются из раза в раз, алгоритм у ребенка входит в привычку. И из внешнего контроля постепенно формируется самоконтроль.

Проекты, курсы или программы для родителей

Для родителей, которые хотят овладеть специальными знаниями и развить свои психолого-педагогические компетенции в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки города Москвы организованы курсы для родителей по изучению основ детской психологии и педагогики, проводятся консультации специалистов Центра по широкому кругу вопросов обучения и воспитания. Информацию о них можно найти на официальном сайте Центра в разделе “Родителям”.

А для активных родителей, которые хотят быть в курсе актуальных событий и вопросов системы московского образования, можно рекомендовать еженедельные общегородские онлайн-совещания для родителей, которые проводит Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы.

Источник: https://rg.ru/2020/07/22/kak-poniat-chto-rebenok-gotov-k-pervomu-klassu.html

Как адаптировать к школе первоклассника

Интересы первоклассников

Чем помочь ученику, который начинает учиться?

Проблема, с которой сталкиваются родители, учителя и сами дети в первые месяцы обучения в первом классе, связана с важной переменой в жизни и вхождением в новые условия.

Для вчерашних «завсегдатаев» детских садов а ныне учеников знакомство с новым коллективом, педагогом и даже помещением является настоящим стрессом. Этой проблеме посвящены многие научные труды.

Но для начала нужно выяснить –

Что такое адаптация к школе?

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещает детский сад, где каждый день наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и спокойный режим дня не дают детям уставать.

В школе же, напротив, всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость и обязанность всё успевать. Приспособление к новым условиям требует определённых усилий.

Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Внимание родителей к адаптации в данном случае имеет принципиальное значение.

Без усилий родителей процесс адаптации может быть не воспринят ребёнком в должном понимании.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, ожидает встреча с новым коллективом детей и взрослых.

Ему потребуется установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, узнать новые обязанности, связанные с учебной работой. И как показывает опыт, не все дети готовы к этому.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

https://www.youtube.com/watch?v=0H8WD6t_m8A

Психологи указывают, что с несформированностью личности многие первоклассники, и особенно шестилетки, имеют проблемы в социальной адаптации, обязывающей подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Сколько длиться адаптация первоклассника

Считается, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев.

На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, коммуникативные способности и возможности и прочее. И здесь не обойтись без помощи учителя и близких родственников ученика: родителей и бабушек с дедушками.

Как происходит адаптация?

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Возможно снижение аппетита детей и массы тела.

Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. По этому поводу вспомнился старый анекдот про первый день первоклассника. Ученик возвращается из школы после первого школьного дня и с порога предъявляет родителям:

Что ж вы не сказали, что эта волынка затянется на десять лет?

Эти проблемы учёные называют “адаптационной болезнью”, “школьным шоком”, “школьным стрессом”. По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:

  • Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но процесс адаптации проходит быстро.
  • Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Процесс адаптации происходит в течение полугода для таких детей.
  • Третья группа – это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, так как они “мешают” работать в классе.

Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей:

Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

Это страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, а также, напротив, ожидание от ребенка только отличных достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.

В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. “Хорошим” считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает, пишет и справляется с учебными заданиями.

К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности.

А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке, слушает и не слышит учителя, не выполняет задания учителя.

Следует заметить, это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии.

Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Негативистская демонстративность. Данная трудность характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.

Взрослые наказывают, но те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является лишение внимания.

Внимание в любой форме – безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Вербализм. Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов.

Многие родители считают, что речь – важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и раскованно говорить. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей.

Как помочь ребенку?

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основной тактикой является сдерживание речевого потока и стимулирование продуктивной деятельности.

В качестве примера можно проследить «кипучую» деятельность некоторых политиков страны.

Они много и красиво говорят, обещая и строя воздушные замки всеобщего благополучия, но быстро забывают о сказанном, переходя к новым прожектам.

Для безболезненной адаптации ребёнка в школьную жизнь следует обращать внимание не только на его умственную подготовку, то есть способность читать, писать, декламировать, но и психологическую подготовку к новой жизни, то есть находит общий язык со сверстниками и принимать условия работы в новой социальной роли. Ведь ребёнок попадает в новый мир, в котором ему придётся больше полагаться на себя и свои силы, чтобы добиваться результатов не только на радость родителям, но и формируя уверенность в самом себе при узнавании нового. А старшие должны предусматривать трудности и помогать их преодолевать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/kak-adaptirovat-k-shkole-pervoklassnika-5d939ff55d6c4b00ae54a657

Чего не надо бояться и что должны помнить родители накануне 1 сентября

Интересы первоклассников

Родителям первоклассников бывает и так непросто справиться с паникой, а в этом году на них ложится двойная нагрузка. Мало того что для семьи начинается новая жизнь, так ещё и непонятно, как долго и в каких условиях она будет длиться. Наш блогер, педагог и психолог Светлана Дмитриева, подробно объясняет, что делать родителям детей, которые идут в первый класс в «коронавирусный» год.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Я бы выделила три особенности, связанные с родителями первоклассников, которые могут повлиять на адаптацию детей к школе в этом году: высокий уровень тревожности среди родителей, усиление интереса к альтернативным формам образования и запрос родителей на повышение своей психолого-педагогической компетентности в связи с возможным введением дистанционного обучения. Во многом они взаимосвязаны, поэтому и обсуждать их логично в рамках одной статьи.

Часть первая, эмоциональная. Что делать с тревогой?

Неопределённость информации о работе школ вносит смятение в ряды родителей. Пытаться прогнозировать ход событий — всё равно, что гадать на кофейной гуще. Родителям остаётся искать взаимной поддержки и полагаться на слухи, а слухами питается паника.

Страх — плохой советчик. К тому же он имеет свойство передаваться окружающим, в том числе — детям. Он мешает думать, отнимает энергию и никак не продвигает нас в решении проблемы. Следовательно, надо попытаться от него избавиться, или хотя бы уменьшить. Успокоимся сами — лучше будут чувствовать себя дети.

Для начала стоит разобраться со своими тревогами и попытаться чётко сформулировать, что вас беспокоит больше всего

В высказываниях родителей сейчас можно встретить самые разные страхи (порой, противоположные): «Боюсь, что в школе не будут соблюдать санитарные требования», «Боюсь, что детей не будут выпускать на перемену», «Страшно вести ребенка в школу», «Со страхом жду дистанционного обучения». Такими фразами пестрит интернет, но вы заметили, что в них нет указаний, что именно пугает? Например, бояться дистанционного обучения можно из-за того, что с ребёнком некому будет сидеть дома, а можно из-за того, что ребенок не получит хороших знаний.

Определив истинную тревогу, можно планировать какие-то шаги. Вообще план, даже самый простой, — лучшее лекарство от стресса, он помогает перевести полную неопределённость в хоть какую-то определённость, даёт ощущение контроля над ситуацией.

Даже если этот контроль иллюзорный, лекарство всё равно действует.

Учитывая высокую степень неизвестности, план должен быть максимально гибким, с вариантами А, Б, В и прочими, иначе мы обречем себя на ещё больший стресс из-за того, что не можем его выполнить.

Чем конкретней план, тем лучше. Боитесь последствий гиподинамии из-за того, что дети будут сидеть по классам, — подумайте, как компенсировать ребёнку недостаток движения после уроков. Волнуетесь, что школа не справится с соблюдением гигиенических требований, и ребёнок заболеет, — продумайте способы повышения сопротивляемости организма для членов семьи и меры личной профилактики заражения.

Если из-за опасности заражения коронавирусом вам страшно вести ребенка в школу, а ему ещё нет семи лет, возможно, стоит отложить обучение на год. В нынешней ситуации это может стать выходом из положения.

Если же возраст ребёнка не позволяет откладывать, попробуйте оценить, есть ли у вашей семьи какие-то серьёзные основания опасаться очного обучения (проживание с родственниками, входящими в группу риска, особенности здоровья самого ребёнка, высокая заболеваемость коронавирусом в районе проживания и др.

). В случае высокого риска вам, видимо, стоит поискать варианты заочного получения образования.

А если вас, наоборот, беспокоит введение дистанционного обучения? Я бы сказала, что интуиция вас не обманывает, в нём, действительно, заложены серьёзные риски для первоклашек, но сильно пугаться не стоит. В третьей части статьи мы поговорим о том, что могут сделать родители, чтобы их минимизировать.

Делаем вывод: со страхами можно и нужно бороться, главное наше оружие в этой борьбе — планирование. Для любого случая можно найти хотя бы самые простые действия, которые можно выполнить.

Часть вторая, рациональная. Как не ошибиться при выборе формы образования

Недостаток информации о работе школ в этом году и вызванные неопределенностью тревоги заставляют родителей задуматься о внешкольных формах образования. Несмотря на то, что на календаре конец августа, некоторые родители до сих пор «мечутся» в поисках оптимального варианта. В ходе поисков возникает много вопросов и путаницы. На что стоит обратить внимание?

Источник: https://mel.fm/blog/svetlana-dmitriyeva5/30149-chego-ne-nado-boyatsya-i-chto-dolzhny-pomnit-roditeli-nakanune-1-sentyabrya

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: