Индукция в физиологии это

Движение нервных процессов в коре больших полушарий

Индукция в физиологии это

Р и с. 7. А—Иррадиация нервных процессов; Б — концентрация нервных процессов.

Без движения и взаимодействия основных нервных процессов –возбуждения и торможения — невозможна высшая нервная деятельность. Движение нервных процессов — явление закономерное. И. П. Павлов открыл два основных закона движения нервных процессов в коре: закон иррадиации и концентрации и закон взаимной индукции.

Движение нервных процессов — явление закономерное. И. П. Павлов открыл два основных закона движения нервных процессов в коре: закон иррадиации и концентрации и закон взаимной индукции.

Возбуждение (или торможение), возникнув в каком-либо пункте коры больших полушарий, не остается в нем, а вначале иррадирует, т. е. распространяется на ближайшие нервные клетки, иногда захватывает обширные области коры (рис. 7, А). Спустя некоторое время наблюдается противоположное явление концентрации, т. е. сосредоточения нервного процесса в том месте, где он возник (рис.

7, Б). Поскольку клетки коры могут находиться в различном функциональном состоянии, иррадиация нервного процесса может встретить сопротивление со стороны противоположного нервного процесса, иррадирующего из другого пункта коры. Встреча противоположных процессов вызывает их борьбу.

Волна иррадирующего возбуждения «отгоняет» тормозной процесс из ближайших клеток в отдаленные пункты коры, но, если торможение становится достаточно сильным, что бывает при неподкреплении условного раздражителя, оно, распространяясь, в свою очередь «сгоняет» возбуждение к месту его возникновения.

Очень убедительно явление иррадиации и концентрации нервных процессов доказывают широко известные эксперименты в лабораториях И. П. Павлова с раздражением кожного анализатора собаки посредством касалок.

Здесь вы можете прочесть Основные принципы в изучении высшей нервной деятельности

Движение нервных процессов в коре больших полушарий имеет ряд закономерностей

Возбуждение распространяется и концентрируется значительно быстрее, чем торможение. Скорость его движения измеряется секундами и долями секунд. Скорость движения процесса торможения измеряется минутами, причем концентрация торможения происходит в 4—5 раз медленнее, чем иррадиация.

Далее установлено, что движение нервных процессовв коре зависит от силы вызвавших их раздражителей, от функционального состояния коры мозга к моменту опыта и от уравновешенности возбуждения и торможения, что, в свою очередь, зависит от возраста и индивидуально-типологических особенностей организма.

Иррадиация возбуждения

Явление генерализации условий связи, о котором речь шла выше, объясняется иррадиацией возбуждения по корковой части анализатора, а иногда и по близлежащим клеткам других анализаторов. Поэтому и возникает не специфический, обобщенный ответ организма на сходные раздражители. Генерализация возбуждения, по И. П.

Павлову, имеет положительное и отрицательное значения. С одной стороны, это явление биологически оправдано. Агенты, на которые образуются натуральные условные рефлексы у животных, постоянно колеблются.

Так, голос хищника, который служит сигналом опасности для животного-жертвы, колеблется в высоте, силе, составе в зависимости от напряжения ого аппарата, расстояния, резонанса.

Запах растения, который служит травоядному животному сигналом пищевого условного рефлекса, меняется в зависимости от влажности воздуха, расстояния, близости других запахов и прочих условий. Без генерализации животное не смогло бы все изменения раздражителя отнести к одному и тому же агенту и действовать соответственно его роли.

Отрицательное значение генерализации состоит в том, что иногда при широкой иррадиации возбуждения по клеткам коры в сферу обобщения включаются агенты, отдаленно сходные с основным сигналом; и это ведет к грубому неразличению, нежелательной путанице действий.

Явление генерализации условной связи есть явление простейшего коркового синтеза.

За генерализацией условных рефлексов следует их специализация

Т. е. отчетливое выделение сигнального раздражителя из массы сходных с ним агентов. Она объясняется концентрацией нервных процессов в определенных пунктах коры, что вызвано дифференцировочным торможением. Явление специализации условной связи есть явление коркового анализа.

Специализированные условные рефлексы могут вступать в связь друг с другом, образуя сложные функциональные системы. Такой вторичный синтез по своему уровню выше, чем первичная генерализация. Он основан на избирательной генерализации.

Аналитико-синтетическая деятельность коры развивается у животного в процессе усложнения его связи с окружающим миром, у человека — в процессе обучения и воспитания.

Изучение закономерностей коркового торможения позволило раскрыть физиологию сна. Сон, по учению И. П. Павлова, имеет условно-рефлекторную природу и возникает в результате широкой иррадиации торможения, которая охватывает всю кору полушарий и спускается ниже— в подкорку и даже средний мозг.

Сонное торможение может быть вызвано разными причинами: понижением уровня работоспособности корковых клеток в результате длительного и напряженного их функционирования, ограничением поступающих в кору раздражений извне (длительное пребывание в темноте, в тишине при неподвижности или ритмических движениях тела может вызвать сон даже в том случае, если человек не утомлен) и привычкой засыпать в определенное время. В экспериментальной обстановке сон может быть вызван длительным, непрерывным действием какого-либо раздражителя без подкрепления его безусловным. В этом случае угасательное торможение, иррадируя, переходит в сонное.

Сонное торможение распространяется по коре с неравномерной скоростью и силой

Некоторые группы нервных клеток, в которых локализован стойкий процесс возбуждения, могут остаться не заторможенными и во время сна.

Образуются так называемые «сторожевые пункты», что ведет к немедленному просыпанию под действием определенных сигналов, даже слабых.

Таким бывает сон кормящей матери, которая сразу же просыпается на слабые звуки, исходящие от ребенка (стон, затрудненное дыхание, легкое движение ребенка).

Причины сна могут быть и иными. Сон можно вызвать резким ограничением внешних раздражителей, а также электрическим раздражением специальных подкорковых центров. Сон необходим организму для восстановления работоспособности нервных клеток.

  Р и с. 8. Одновременная индукция: А — положительная; Б — отрицательная

Возбуждение и торможение взаимно индуцируют, т. е. вызывают и усиливают друг друга. Возбуждение вызывает торможение и наоборот. Чем сильнее возбуждение, тем сильнее будет и вызванное им торможение.

Различают два вида индукции: положительную и отрицательную, каждая из которых может быть одновременной и последовательной. Если исходным процессом является возбуждение, которое по индукции вызывает торможение, это — – отрицательная индукция (рис.

8, Б), а если торможение вызывает возбуждение, это — положительная индукция (рис. 8, Л), при одновременной индукции нервные процессы располагаются в разных пунктах коры и существуют вместе, а при последовательной индукции (рис.

8, А, Б) нервные процессы сменяют друг друга в одном и том же пункте коры.1 Приведем примеры различных видов индукционных отношений в коре.

При большой сосредоточенности слухового внимания человек сидит неподвижно, не замечает ничего, что не относится к объекту его внимания. Процесс возбуждения сконцентрирован в определенных корковых клетках слухового анализатора, а вокруг них временно разлито торможение.

Это одновременная отрицательная индукция. Но вот звуки, к которым прислушивался человек (например, речь учителя), прекратились. Теперь в рабочих клетках слухового анализатора возбуждение сменяется торможением. Это — последовательная отрицательная индукция.

Если ученики на уроке физики самостоятельно решали задачи, а затем учитель предложил им наблюдать за демонстрацией физического опыта, то такая смена умственной деятельности влечет за собой временный отдых, торможение рабочих клеток определенных полей мозга после длительного их возбуждения.

Это тоже последовательная отрицательная индукция.

Примером одновременной положительной индукции может служить явление контраста при восприятии

Так, светло-серый фон вокруг черного квадрата по контрасту кажется белым. От черного квадрата нет световых раздражений. В соответствующих корковых клетках зрительного анализатора возникает тормозной процесс, который по индукции усиливает процесс возбуждения, возникший в соседних клетках от восприятия светло-серого фона.

Создается иллюзия более яркого освещения этого фона, чем оно есть в действительности. Второй пример. Однотонная тихая речь учителя на уроке, не сопровождаемая демонстрацией наглядных пособий или опытов и не содержащая ярких описаний, очень быстро утомляет школьников, особенно детей младшего возраста. Их внимание становится рассеянным.

В утомленных нервных клетках рече-слуховой области коры возникает процесс торможения, который по индукции усиливает возбуждение соседних нервных Клеток зрительного, слухового и двигательного анализаторов, вызываемое действием слабых раздражений: ребенок теперь замечает случайный скрип парты, шелест бумаги сзади, покашливание; разглядывает свои руки и предметы, лежащие на парте, сидящих впереди учеников; перебирает в карманах или в парте какие-либо знакомые вещи и т. д. Ориентировочные рефлексы на посторонние слабые раздражители усиливаются именно потому, что основной раздражитель — голос учителя — вызвал стойкое торможение в рече-слуховой области коры. Это — одновременная положительная индукция. В качестве примера последовательной положительной индукции можно привести тот же факт со скучным уроком: после долгого вынужденного сидения в классе даже дисциплинированные дети и подростки проводят довольно шумные перемены. Длительное торможение двигательных реакций сменилось повышенной двигательной активностью. Индукционные отношения основных нервных процессов существуют также между корой и ближайшей подкоркой. При сильных эмоциях (гнев, страх, отчаяние) возбужденная подкорка вызывает по индукции торможение корковых нервных связей, прежде всего второсигнальных, Этим объясняется недостаточная разумность некоторых действий эмоционально возбужденного человека. Возможно и обратное отношение.

Источник: http://net22.ru/dvizhenie-nervnyx-processov-v-kore-bolshix-polusharij/

Индукция (в физиологии)

Индукция в физиологии это

Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) в физиологии, динамическое сотрудничество нервных торможения — и процессов возбуждения, выражающееся в том, что торможение в группе нервных клеток вызывает (индуцирует) возбуждение (хорошая И.

), и напротив, первично приведённый к процессу возбуждения индуцирует торможение (отрицательная И.). Как хорошая, так и отрицательная И.

смогут иметь две формы: 1) одновременную (симультанную) — возбуждение в одном участке индуцирует и усиливает одновременное торможение в окружающих участках, а очаг торможения индуцирует процесс возбуждения; 2) последовательную (сукцессивную), при которой смена взаимоотношений протекает во времени — возбуждение в пункте его развития сменяется торможением по окончании прекращения действия раздражителя, и напротив.

длительность и Степень выраженности И. зависят от силы возбуждения либо торможения, от расстояния фокуса первичной активности до индуцируемого других условий и пункта. Явление И. характерно для всех отделов нервной совокупности. Оно ограничивает распространение (иррадиацию) нервных процессов и содействует их концентрации.

Пример отрицательной И.: сильное раздражение слухового центра (резкий звонок) приводит к торможению в других нервных центрах, к примеру в пищевом, что выражается в прекращении слюноотделения.

И. В. Орлов.

В эмбриологии — действие одних частей развивающегося зародыша (индукторов) на другие его части (реагирующую совокупность), осуществляющееся при их контакте и определяющее направление развития реагирующей совокупности, подобное направлению дифференцировки индуктора (гомотипическая И.) либо хорошее от него (гетеротипическая И.). И. была открыта в 1901 германским эмбриологом Х. Шпеманом при изучении образования линзы (хрусталика) глаза из эктодермы у зародышей земноводных.

При удалении зачатка глаза линза не появлялась. Зачаток глаза, пересаженный на бок зародыша, приводил к образованию линзы из эктодермы, которая в норме должна была дифференцироваться в эпидермис кожи (рис.).

Позднее Шпеман нашёл индуцирующее влияние хордомезодермы на образование из эктодермы гаструлы зачатка центральной нервной совокупности — нервной пластинки; он назвал это явление первичной эмбриональной И.

, а индуктор — хордомезодерму — организатором.

Предстоящие изучения с удалением частей развивающегося организма и их культивированием по отдельности либо в комбинации и пересадкой в чуждое им место зародыша продемонстрировали, что явление И.

обширно распространено у всех хордовых и многих беспозвоночных животных. Осуществление И. вероятно только при условии, что клетки реагирующей совокупности компетентны (см. Компетенция) к данному действию, т. е.

способны принимать индуцирующий стимул и отвечать на него образованием соответствующих структур.

В ходе развития осуществляется цепь индукционных влияний: клетки реагирующей совокупности, взявшие стимул к дифференцировке, со своей стороны довольно часто становятся индукторами для других реагирующих совокупностей; индукционные влияния нужны и для предстоящей дифференцировки реагирующей совокупности в заданном направлении.

Во многих случаях установлено, что в ходе И. не только индуктор воздействует на дифференцировку реагирующей совокупности, но и реагирующая совокупность оказывает на индуктор действие, нужное как для его собственной дифференцировки, так и для осуществления им индуцирующего влияния, т. е. что И.

— сотрудничество групп клеток развивающегося зародыша между собой. Для последовательности органогенезовпоказано, что в ходе И.

из клеток индуктора в клетки реагирующей совокупности переходят вещества (индуцирующие агенты), каковые участвуют в активации синтеза своеобразных информационных РНК, нужных для синтеза соответствующих структурных белков в ядрах клеток реагирующей совокупности.

Термином И. обозначают кроме этого более широкий круг явлений в личном развитии растительных организмов и животных: к примеру, И. дифференцировки вторичных половых показателей половыми гормонами, И. линьки у личинок насекомых гормоном экдизоном, И. роста и дифференцировки растений фитогормонами, светом, температурой и др. факторами.

Г. М. Игнатьева.

Две случайные статьи:

  • Енисейские языки
  • Дифракция

, которые вам понравятся:

  • Индукция (в физике)Индукция электрическая и магнитная, физические размеры, характеризующие (наровне с напряжённостями электрического и магнитного полей) электромагнитное…
  • Математическая индукцияМатематическая индукция, очень неспециализированный метод математических определений и доказательств. Индуктивные доказательства основаны на так…
  • Индукция (в логике)Индукция (греч. epagoge, лат. inductio — наведение), вид обобщений, которые связаны с предвосхищением экспериментов и результатов наблюдений на базе…
  • Индукция электромагнитнаяИндукция электромагнитная, происхождение электродвижущей силы (эдс индукции) в проводящем контуре, находящемся в переменном магнитном поле либо…

Источник: http://bfsibguti.ru/indukcija-v-fiziologii/

52. Явление индукции в цнс

Индукция в физиологии это

Приположительной индукциив клетках, смежных с теми, где толькочто вызывалось торможение, послепрекращения действия тормозного сигналавозникает состояние повышеннойвозбудимости.

Вследствие этого импульсы,поступающие к нейронам при действииположительного раздражителя, вызываютповышенный эффект.

При отрицательнойиндукции в клетках коры, окружающихвозбужденные нейроны, возникает процессторможения.

Отрицательнаяиндукцияограничивает иррадиацию процессавозбуждения в коре мозга.

Отрицательнойиндукцией можно объяснить торможениеусловных рефлексов более сильнымипосторонними раздражениями (внешнеебезусловное торможение).

Такое сильноераздражение вызывает в коре мозгаинтенсивное возбуждение нейронов,вокруг которых появляется широкая зонаторможения нейронов, захватывающаяклетки, возбужденные условнымраздражителем.

Явленияотрицательной и положительной индукциив коре головного мозга подвижны, постоянносменяют друг друга. В разных пунктахкоры мозга одновременно могут возникатьочаги возбуждения и торможения,положительной и отрицательной индукции.

53. Влияние стрихнина на иррадиацию и генерализацию процесса возбуждения в центральной нервной системе

Активноераспространение возбуждения в ЦНС,особенно при сильном и длительномраздражении, получило название иррадиации.

Возможность иррадиации в ЦНС обусловленаналичием в ней многочисленных ответвленийотростков (аксонов, дендритов) нервныхклеток и цепей интернейронов, которыесоединяют между собой различные нервныецентры (благодаря этому возбуждениераспространяется определенными путямии с определенной последовательностью).

Важную роль в иррадиации возбужденияв структурах мозга играет ретикулярнаяформация. Усиление раздражения илиповышение возбудимости ЦНС сопровождаетсяусилением иррадиации возбуждения вней. Тормозные нейроны и синапсыпрепятствуют иррадиации возбужденияили ограничивают ее.

Привведении стрихнина,блокирующего постсинаптическоеторможение, возникает сильное возбуждениеЦНС, которое сопровождается судорогамивсех скелетных мышц. Иррадиация можетстать патологической в связи свозникновением сильного очага возбужденияи с изменением свойств нервной ткани,усиливает распространение возбуждения.Это бывает при эпилепсии.

56 Нервне волокна, их классификация и особенности строения

Классификация:

  • Волокна типа А- толстые, миелиновые, с далеко отходящими узловыми перехватами, проводят импульсы до 120м/с

  • Волокна типа В- средней толщины, миелиновые, меньшего диаметра, с более тонкой миелиновой оболочкой, 3-14 м/с

  • Волокна типа С- тонкие, безмиелиновые, 0.5-2м/с

Отдельноемиелиновое волокно состоит из осевогоцилиндра, который имеет мембрну иаксоплазму. Миединовая оболочка-продуктжизнедеятельности шванновских клеток,состоит: 80%-липиды, 20%-белок. Есть узловыеперехваты-открытые уастки осевогоцилиндра.

Безмиелиновыенервные волокна покрыты толькошванновскими клетками.

.Физиологическиесвойства нервных клеток.

  • Возудимость-способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздржитель.

  • Проводимость-способность передавать нервное возбуждение в виде ПД от места раздражения по всей длине

  • Рефрактерность-свойство на время резко снижать возбудимость в процессе возбуждения

  • Лабильность- способность реагировать на раздражитель с определенной скорост

Механизми скорость проведения возбуждения вмиелинизированных нервных волокнах

Вмиелиновых волокнах возбждение охватываеттолько зоны узловых перехватов, то естьминуя зоны покрыты миелином( Сальтаторноевозбуждение) скорость 15-20м/с

.Роль функциональных особенностеймембраны волокна в области перехватаРанвье.

Вузловых перехватах кол-во натриевыхканалов достигет 12 000на 1 мкм2,что значительно больше, чем в другомучастке волокна. В результате узловыепрехваты являются наиболее возбудимымии обеспечивают большую скоростьпроведения возбуждения. Время проведениявозбужения по миелиновому волокнуобратно пропорционально длине междуперехватами.

.Зависимость скорости проедениявозбуждения от диаметра волокна.

Чембольше диаметр волокна, тем выше скоростьпроведения возбуждения.

Длинаучастков между узлоыми перехватамизависит от толщины нервного волокна:чем оно толще, тем длиннее расстояниемежду перехватами.

Механизми скорость проведения возбуждения вбезмиелиновых нервных волокнах.

Вбезмиелиновых волокнах возбуждениепостепенно охватывает соседние участкимембраны осевого цилиндра и такраспространяется до конца аксона.Распространение возбужения идет спостепенным ослаблением- с декрементом.

55Функции ликвора:

1)трофическая-снабжает мозг питательными веществами;

2)экскреторная– в него выделяются продукты обмена,образовавшиеся в результате деятельностимозга;

3)поддержание солевогосостава и осмотического давлениямозга;

4)регуляцияработы сосудовголовного мозга колебаниями своегодавления;

5)гидравлическая– является “подушкой”, смягчающейудары.

Общееколичество спинномозговой жидкости учеловека – 120-150 мл, из которых в желудочкахнаходится 20-30 мл. Ликвор постоянносинтезируется в сосудистых сплетенияхжелудочков мозга путём фильтрации изплазмы крови в количестве 500-1000 мл всутки и обновляется 4-8 раз в сутки.

Скорость обновления зависит от пищевогои питьевого режимов, активностифизиологических процессов, степенинагрузки на ЦНС и др. При воспалительных,травматических, оперативных поврежденияхмозга скорость образования ликвораможет значительно возрастать.

Кромефильтрации из плазмы, ликвор можетобразовываться экстраваскулярным путём (диффузия межклеточной жидкостичерез эпендиму в желудочки, черезмежклеточные пространства – к поверхностимозга, а также при участии нейронов иглии мозга).

Однако в нормальных условияхтак ликвор продуцируется в небольшомобъёме.

Изподпаутинного пространства ликвороттекает в венозную и частично влимфатическую систему по градиентугидростатического давления (в нормедавление ликвора на 15-20 см вод. ст. выше,чем в верхнем продольном венозномсинусе).

Давление спинномозговойжидкости зависит от положения тела: увзрослого человека в вертикальномположении 300-400 см вод. ст., а в горизонтальном100-200 см вод. ст.

Циркуляция ликвораобеспечивается пульсацией внутричерепныхкровеносных сосудов, изменениямивенозного давления и положения тела впространстве.

Ликвор– особая жидкость организма, сходная посоставу лишь с эндо- и перилимфой, атакже водянистой влагой глаза. В ликворе89-90% воды и 10-11% сухого остатка. рН ликворапрактически не отличается от рН кровии составляет 7,4, а удельный вес значительноменьше, чем у крови – 1,002-1,008.

Это вызванозначительно более низким содержаниембелка в ликворе – 0,02% (в основном миелини продукты его распада) и отсутствиембольшинства форменных элементов крови,за исключением лейкоцитов (в основномсодержатся лимфоциты). Отношениеглобулинов к альбуминам (белковыйкоэффициент Кафки) составляет в норме0,2 – 0,3.

В составе остатка ликвора многобиологически активных соединений -гормоны гипофиза и гипоталамуса,ацетилхолин, норадреналин, дофамин,серотонин, ГАМК и др.

Гематоэнцефалическийбарьер.

ПоЛ.С. Штерн, к нему относится совокупностьфизиологических механизмов исоответствующих анатомических образованийв ЦНС, участвующих в регуляции составаликвора.

Вклетки мозга вещества могут проникнутьчерез ликвор (промежуточное звено междукровью и нервной или глиальной клеткой)и через стенку капилляра, где образуетсягистогематический барьер. Последнийвместе с нейроглией и системой ликворныхпространств составляет гематоэнцефалическийбарьер. У взрослых он становится осовнымпутём проникновения каких-либо веществв вещество мозга.

Гематоэнцефалическийбарьер– это не столько анатомическое, сколькофункциональное понятие. Это определёныйфизиологический механизм, которыйнаходится под нервно-гуморальнымконтролем (особенно со стороныгипоталамо-гипофизарно-надпочечниковойсистемы). Ведущий фактор управлениябарьером – уро-

веньдеятельности и метаболизма нервнойткани. Поступление веществ в нейронымозга зависит от уровня проницаемостибарьера. А проницаемость зависит отфункционального состояния организмаи содержания в крови гормонов, медиаторов,ионов (чем их больше, тем проницаемостьменьше). То есть через барьер реализуетсяпринцип обратной химической связи,позволяющий поддерживать гомеостаз.

Крупномолекулярныевещества в норме не проникают черезгематоэнцефалический барьер: коллоиды,иммунные тела, многие лекарственные препараты (для попадания в головноймозг, например, антибиотиков их вводятнепосредственно в ликвор путёмспинномозговой пункции). В этом состоитзащитная функциябарьера.

Вто же время, низкомолекулярные веществапроникают через гематоэнцефалическийбарьер, что может иметь не толькоположительное (питательное), но иотрицательное значение для мозга(проникновение алкоголя, морфина, хлороформа, столбнячного токсина).Существуют препараты, повышающиепроницаемость барьера, что можноиспользовать для введения препаратовв мозг через кровь.

Притравмах и воспалениях ткани мозга частонеобходимо уменьшить проницаемостьбарьера, что может быть достигнутофармакологическим способом.

Источник: https://studfile.net/preview/4081450/page:14/

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: