Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Содержание
  1. Конспект
  2. Эмбриональный период
  3. Постэмбриональный период
  4. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения
  5. Грудной период
  6. Период раннего детства
  7. Период первого детства
  8. Период второго детства
  9. Подростковый период
  10. Юношеский возраст
  11. Зрелый, пожилой, старческий возраст
  12. Онтогенез
  13. Что такое онтогенез
  14. Пренатальный период развития
  15. Постнатальный период развития
  16. Акселерация и ее причины
  17. Особенности процесса роста человеческого организма
  18. Типы телосложения
  19. Тип телосложения и физическая активность
  20. Резервы человеческого организма
  21. Вместо заключения
  22. Онтогенез в психологии: это что такое, термин
  23. Понятие и значение
  24. История открытия и изучения
  25. Классификация
  26. Прямой
  27. Непрямой
  28. Этапы
  29. У животных
  30. У растений
  31. У людей
  32. Нарушения
  33. Онтогенез – индивидуальные стадии развития организма человека
  34. Что такое онтогенез?
  35. Виды онтогенеза
  36. Внутриутробное онтогенетическое развитие
  37. Постнатальная стадия онтогенеза
  38. Особенности онтогенетического роста человеческого организма
  39. Резервы организма человека

Конспект

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период

Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Этапы эмбрионального периода

В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут.

В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула.

Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.

После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма).

На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных).

На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).

Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.

Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов.

Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы.

Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.

Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.

Этапы постэмбрионального периода

1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой.

Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования.

У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.

Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор не создано единой теории, объясняющей старение.

Одни исследователи считают, что старение является следствием работы группы генов, которая осуществляет некую «программу старения». Эту точку зрения подтверждает существование редчайшего заболевания человека — прогерии.

У ребенка, больного прогерией, проявляются явные, нарастающие признаки старости, и в 10—12 лет он выглядит как очень пожилой человек.

Типы постэмбрионального развития

  • Прямое: появившийся на свет организм имеет все основные органы, свойственные взрослому, и в дальнейшем происходит только его рост и половое созревание (рептилии, птицы, млекопитающие).
  • Непрямое: эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, отличающейся по ряду анатомических и морфологических признаков от взрослой особи (имаго у насекомых), часто ведёт иной образ жизни (лягушки, некоторые насекомые, черви).

Типы роста

  • Ограниченный (закрытый): происходит в определённые периоды онтогенеза, в основном до полового созревания (насекомые, птицы, млекопитающие).
  • Неограниченный (открытый): продолжается в течение всего онтогенеза, вплоть до смерти (моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

Это конспект для 10-11 классов по теме «Онтогенез (индивидуальное развитие)». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед., недоношенных — 28-38 нед.

При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.

Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г.

Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди.

Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы — больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.

Грудной период

Следующий период — грудной — продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни.

Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.

В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес.

пытается ползать на четвереньках, в 8 — делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом — в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез.

В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем — полового члена.

Подростковый период

Следующий период — подростковый — называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела.

Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела — между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела — между 14 и 15 годами.

Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки.

У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Зрелый, пожилой, старческий возраст

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: studopedia.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/individualnoe-razvitie-cheloveka-i-ego-vozmozhnye-narushenija/

Онтогенез

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Рост и развитие человеческого организма начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение жизни.

Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением массы организма и сопровождающиеся изменением числа и размеров его клеток.

С момента оплодотворения до взрослого состояния количество клеток организма человека увеличивается с 1 до 1016-18. Рост заканчивается к 20–25 годам.

Развитие человека происходит в течение всей жизни и носит скачкообразный характер. Между отдельными этапами развития существуют не только количественные, но и качественные различия.

Смена этапов развития, или периодов жизни (детский, подростковый, юношеский, зрелый, старческий), может наступать раньше или позже, и эти этапы могут иметь разную продолжительность в зависимости от условий, в которых развитие протекает.

Что такое онтогенез

Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.

Когда происходит слияние половых клеток – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид), – наступает беременность, длящаяся 280 дней, или 9 месяцев.

Этот этап развития протекает в организме матери, поэтому весь онтогенез принято делить на пренатальный и постнатальный периоды (от лат. natus – рождение, т.е. периоды до и после рождения).

Пренатальный период развития

В пренатальном, или внутриутробном, периоде онтогенеза, в свою очередь, выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный периоды. Первый период длится 2 месяца, второй – с 3-го по 9-й.

В эмбриональный период происходит накопление клеточного материала, который постепенно дифференцируется в зачатки всех типов тканей. В течение 2-го месяца внутриутробного развития образуются органы и в основных чертах формируются части тела – голова, туловище и конечности.

На 5-й неделе развития начинает биться сердце. С 3-го месяца происходит интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.

Постнатальный период развития

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его приспособления к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования.

Показатели длины и массы тела в течение жизни изменяются неравномерно. В 1-й год после рождения наблюдается наибольший прирост длины и массы тела – соответственно на 21–25 см и 5–6 кг.

Ускоренный рост тела происходит в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 10–11 до 15–16 лет). Девочки вступают в период полового созревания на 1–1,5 года раньше, чем мальчики.

В подростковом возрасте прибавка длины тела составляет в среднем 5,8 см в год у мальчиков и 5 см в год у девочек. Наибольшее ускорение роста у девочек отмечается от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13–16 лет.

Максимальная годичная прибавка массы тела наблюдается, как правило, в 13 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков. Масса тела возрастает до 20–25 лет и затем сохраняется на относительно постоянном уровне до 40–46 лет.

Акселерация и ее причины

В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах.

В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10–15 см, а у взрослых мужчин – на 6–8 см больше, чем в начале века.

Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23–26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.

Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном  промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).

Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.

Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста

ВозрастПолДлина тела, смМасса тела, кг
Новорожденныймж50,855,03,53,4
8 летмж126,3126,426,125,6
12 летмж143,9147,835,838,5
16 летмж169,8160,259,156,8
20 летмж173,6162,870,257,1
24–60 летмж174,5162,671,756,7

Особенности процесса роста человеческого организма

Период детства и юности
В процессе роста изменяются основные пропорции тела. Так, у новорожденного ребенка длина головы меньше длины тела в 4 раза, а у детей 5–7 лет – в 6 раз. К 16–20 годам соотношение длины головы и тела составляет 1 : 8.

Параллельно с ростом организма происходят возрастные изменения во всех органах и системах организма. В подростковый период быстро увеличиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки.

У девочек возрастает количество волос в подмышечных впадинах и на лобке, увеличиваются молочные железы, меняется форма таза, появляются менструации. У мальчиков к 15–16 годам начинается рост волос на лице и теле.

В юношеском возрасте (16–20 лет у девушек и 17–21 год у юношей) рост организма в основном завершается и наступает относительно стабильный период существования – зрелый возраст.

Период зрелого возраста
Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало. Выделяют 2 периода зрелого возраста: первый – до 35 лет, второй – с 36 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин. Зрелый возраст – период наибольших возможностей человека, именно во второй период зрелого возраста человек достигает вершин своей личной и профессиональной деятельности.

Период пожилого возраста
После 60 лет организм начинает постепенно стареть, в ряде органов возникают структурные изменения.

Это, в свою очередь, вызывает понижение функциональных способностей организма.

В пожилом возрасте (с 61 до 74 лет у мужчин и с 56 до 74 лет у женщин) и старческом (75–90 лет) в организме происходит характерная перестройка, которую изучает геронтология (от греч. geron – старик).

Временные границы старения варьируют у отдельных людей в широких пределах, однако старение – это генетически детерминированный процесс. Ученые подчеркивают, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако лишь в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Типы телосложения

Индивидуальные особенности формы тела человека называют типом телосложения или конституцией.

Это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей, которые складываются в определенных социальных и природных условиях и проявляются в реакциях организма на различные воздействия.

Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. Различают 3 типа телосложения человека: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.

Астенический тип
Люди долихоморфного (астенического) типа отличаются высоким или выше среднего ростом, относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, узкими плечами, длинными нижними конечностями.

Среди литературных героев к этому типу можно отнести Дон Кихота. У таких людей относительно слабо развиты мышцы и подкожная жировая клетчатка.

Внутренние органы обычно лежат ниже, как бы опущены, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.

Гиперстенический тип
Брахиморфный (гиперстенический) тип телосложения характеризуют средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, широкие плечи, короткие конечности. Пример: Санчо Панса. Внутренние органы у гиперстеников относительно большего, чем у астеников, размера и лежат несколько выше. Легкие укорочены, сердце расположено почти горизонтально.

Нормостенический тип
Люди мезоморфного (нормостенического) типа по своим пропорциям занимают среднее положение.

Тип телосложения и физическая активность

Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6–7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно.

Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества.

Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.

Резервы человеческого организма

Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.

В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы.

Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы.

Так, известно, что в головном мозге используется не более 5–10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз.

После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.

Как рассчитать свой идеальный вес?

Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:

  • должная масса тела = длина тела (см) – 100.

Эта формула пригодна при росте 155–164 см, при росте 165–174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.

Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:

  • ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2

В норме ИМТ равен 18–25.

Вместо заключения

Надежность биологической системы изменяется в процессе онтогенеза. Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, поэтому количество его элементов значительно меньше, чем у взрослого. Недостаточно развиты у ребенка и механизмы регуляции, велика пластичность всех процессов.

Поэтому положительное воздействие на рост и развитие детского организма оказывают закаливание, занятия физической культурой и спортом, тренировка памяти в процессе учебы.

Недостаток движения, активное и пассивное курение, регулярное переутомление и частые простудные заболевания ухудшают состояние растущего организма и тормозят его развитие.

Итак, физическое развитие человека зависит как от генетических факторов, унаследованных от родителей, так и от сложного комплекса внешних условий, среди которых главные – образ жизни и состояние окружающей среды. Физическая тренировка – общебиологический путь совершенствования резервных возможностей организма, она развивает то, что заложено природой.

Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН

Источник: https://www.medweb.ru/encyclopedias/anatomija/article/ontogenez

Онтогенез в психологии: это что такое, термин

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

Психологи постоянно изучают особенности человеческого мышления, развития сознания, влияние на формирование личности различных окружающих факторов. Онтогенез в психологии — индивидуальное развитие человека. Правильное понимание это процесса поможет точно ответить на любые возникающие вопросы психологов.

Понятие и значение

Онтогенез — индивидуальное развитие разных организмов. Он представляет собой реализацию генетической информации, которая заложена родителями, ее усваивание на протяжении всей человеческой жизни.

Исследователи доказали, что помимо онтогенетического развития в психологии, на становление личности влияют и другие факторы:

  • окружающая среда;
  • условия, в которых растет, развивается ребенок;
  • наследственная предрасположенность;
  • внутренние характеристики, присущие каждому индивиду;
  • общественные нормы, их влияние на привычный образ жизни.

Каждый возраст человека имеет характерные особенности:

  1. До года малыши живут согласно основным инстинктам, которые преобладают в поведении.
  2. В течение трех лет ребенок начинает разграничивать для себя понятия «плохо» и «хорошо».
  3. В подростковом возрасте проявляются основные эмоции, происходит выражение самостоятельной психической характеристики.
  4. Высшие эмоции формируются после окончания процесса взросления.

Процесс взросления заканчивается у каждого человека по-разному.

История открытия и изучения

Чтобы понимать, как появился и развивался онтогенез, нужно знать исследователей, которые внесли вклад в его изучение:

  1. Христиан Пандер — изучал изменения насиженного яйца в течение 5 дней. Смог изучить все стадии (3) обособления слоев яйца до вылупления птенца.
  2. Карл Бэр — исследовал эмбриональное развитие животных. Он издал книгу «История развития животных. Наблюдения и размышления».
  3. Карл Гертнер — изучал растения, доказал, что у растений есть разделение по половым признакам.
  4. Вильгельм Гофмейстер — доказал наличие оплодотворения у растений.

Исследователи изучают процесс онтогенеза как у людей, так и у животных, растений. Это позволяет проводить некоторые аналогии, устанавливать четкие разграничения.

Классификация

В психологии выделяется два вида онтогенеза — прямой, непрямой. Первый представляет собой развитие взрослого организма без периода метаморфоза. Второй — образование личинки, которая отличается от взрослых организмов, перевоплощается в них только после метаморфоза.

Прямой

Подвиды:

  1. Неличиночный тип. Характерен для рыб, некоторых беспозвоночных и млекопитающих, птиц, пресмыкающихся. Зародыш длительное время находится в яйце, там же развивается.
  2. Внутриутробный тип. Он присущ человеку, высшим млекопитающим. Основные жизненные функции развивающихся зародышей осуществляются через организм матери.

Непрямой

Это личиночный тип, присущий некоторым позвоночным, большинству видов беспозвоночных организмов. Он представляет собой несколько этапов развития личинки.

Часто личинки живут на других крупных живых существах, развиваются, питаются. Это паразитический образ жизни, который нужен низшим существам для поддержания собственного организма.

Этапы

Исследователи выделяют ряд этапов онтогенеза, зависимо от того, о ком идет речь — растения, животные или люди.

У животных

Для животных характерно выделить два этапа:

  1. Эмбриональный — начинается с образования зиготы, заканчивается выходом нового организма из оболочки яйца или рождения.
  2. Постэмбриональный — начинается с рождения, заканчивается смертью животного.

При этом первый этап делится на три подгруппы — дробление, гаструляция, первичный органогенез.

У растений

Онтогенез у растений:

  1. Эмбриональный. Начинается с образования зиготы, заканчивается созреванием семян.
  2. Ювенильный. Развитие семян за счет энергетического материала от фотосинтеза или благодаря питательным веществам самих семян. Этот этап продолжается до формирования генеративных органов.
  3. Генеративный. Делится на две фазы — половая зрелость и период размножения.

Этапы заканчиваются сенильным периодом, который подразумевает под собой процесс естественного старения и смерти растения.

У людей

Онтогенез личности:

  1. Младенчество — этот этап проходит принудительно.
  2. Детство — ступень, которая проходит одновременно принудительно и спонтанно.
  3. Подростковый возраст. Заканчиваются принудительные, спонтанные факторы.
  4. Юность — начинается период взросления.
  5. Взрослый этап — смешение целенаправленного развития с устойчивостью морального плана.
  6. Старчество — может протекать с разрушение психики или ее полным сохранением до смерти.

Онтогенез длится всю жизнь, невзирая на нарушения или воздействие внешних факторов.

Нарушения

Нарушения могут возникать по разным причинам:

  • негативное давление общества;
  • неправильное воспитание;
  • отрицание индивида социумом;
  • генетические заболевания;
  • неблагоприятные условия для жизни;
  • наличие психических заболеваний.

Онтогенез — процесс становления личности, который длится на протяжении всей человеческой жизни. На него влияет множество окружающих факторов, которые изменяются при взрослении человека.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/ontogenez.html

Онтогенез – индивидуальные стадии развития организма человека

Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения

С момента оплодотворения яйцеклетки начинается рост и онтогенетическое развитие нового организма. Это поступательный непрерывный процесс, который протекает всю жизнь.

Благодаря росту происходит изменение количества клеток. С минуты зачатия и до полного взросления индивида количество клеток увеличивается — от одной до миллиардов.

В переводе с греческого «онтогенез» означает «зарождение сущего». А в научной среде – развитие живого организма, согласно природным физиологическим программам и срокам от рождения (или отделения от материнской особи при бесполом размножении) до умирания.

Впервые термин «онтогенез» ввел Э. Геккель в 1866 году. В процессе онтогенеза в организме реализуется генетическая информация, которую получает ребенок от своих предков.

Развитие человека происходит скачкообразно и бесконечно. Некоторые этапы имеют временные рамки – детство, юношество, зрелый возраст и старость. Другие этапы развития зависят от условий проживания и формирования человека – от зачатия и до конца его жизни.

К благоприятным условиям относят – здоровое питание и хороший климат, генетику, спокойную эмоциональную сферу. К негативным факторам – антисанитарные условия при зачатии ребенка, беременности и раннем детстве, вредные привычки матери и самого человека, разрушительные эмоции – агрессия, злость, насилие.

Что такое онтогенез?

При слиянии двух половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида) у женщины наступает беременность. Человек вынашивает ребенка примерно 280 дней или 9 месяцев. На этом этапе маленький организм развивается и растет в утробе матери.

Поэтому весь срок онтогенеза разделяют на пренатальный (до рождения) и постнатальный период.

Виды онтогенеза

Развитие человека происходит согласно законам природы. Он развивается, закладываются органы и ткани, формируется и растет тело согласно своему графику.

Выделяют два основных вида онтогенеза: внутриутробный и постнатальный (после рождения). В свою очередь второй период делится на прямое развитие и непрямое.

Внутриутробное онтогенетическое развитие

Пренатальный период у людей длится 40 недель (280 дней). Ученые разделили его на три группы:

  1. Начальная стадия. Первая неделя после оплодотворения. Начинается слиянием двух половых клеток и заканчивается имплантацией – прикреплением оплодотворенной клетки к слизистой матки.
  2. Эмбриональный период. Длится примерно семь недель. В это время формируются все системы и органы маленького человека. Основное питание – полезные вещества, которые получает эмбрион с кровью матери.

На третьей недели формируются кровеносные сосуды, предпочка (пронефрос) и сердце. Спустя еще семь дней, появляется желудок, печень, поджелудочная, легкие, эндокринная система и зачатки ног и рук.

На пятой недели у эмбриона уже есть мочевой пузырь, зачатки бронхов внутри легких, формируется прямая кишка.

Через две недели интенсивно начинает расти голова, и уже можно на аппарате УЗД разглядеть маленькие пальчики, глазки и ушки.

– Плодный период. С девятой недели и до момента рождения плод растет и набирает массу. В дальнейшем все системы органов продолжают созревать и развиваться.

Постнатальная стадия онтогенеза

После рождения ребенок начинает жить отдельно от матери. Он сам дышит, ест пищу, переваривает ее и очищает свое тело. Процесс адаптации младенца к окружающей среде зависит от многих обстоятельств. На него влияют как состояние здоровья (его и матери), эмоциональный фон, так и генетическая предрасположенность, условия жизни и качество питания.

Показатели массы и роста изменяются в течение жизни. Понятие «нормы» не имеет четких границ. Показатели изменяются неравномерно, согласно генетической предрасположенности ребенка. Наибольший прирост массы и интенсивный рост происходит в первый год жизни малыша. Чаще всего дети свой вес умножают на три и вырастают в среднем на 25 – 30 сантиметров за год.

Ускоренный рост происходит в первые три года, в промежутке от пяти до семи лет и в период полового созревания (с 10 – 11 лет до 13 – 15 лет).

Девочки созреваю на год-полтора года раньше мальчиков. В подростковом возрасте прибавка в роте составляет примерно 5 – 8 сантиметров у мальчиков и сантиметров пять у девочек. Максимальная годовая прибавка в массе тела наблюдается в 13–15 лет.

Вес тела молодого человека бывает нестабильный до 20–25 лет, потом вес приходит в индивидуальную норму и держится примерно на одном уровне до 45–55 лет.

Эти показатели актуальны при условии, что человек следит за своим питанием и здоровьем, ведет активный образ жизни.

Онтогенез в постнатальном периоде бывает двух видов: прямое развитие и непрямое.

  • Прямое развитие. Организм ребенка внешне идентичен взрослому. У плода есть такие же руки и ноги, внутренние органы и системы. Дальнейший онтогенез связан с набором массы тела, ростом и половым созреванием. Человек – это представитель этого вида онтогенеза.
  • Непрямое онтогенетическое развитие (личиночное развитие). Формируются индивидуальные особенности и метаморфозы. Онтогенез представленного типа характерный для некоторых животных – лягушек, червей и насекомых.

Про акселерацию ученые заговорили в конце ХХ века. Это аномальное ускорение развития и роста детей, которое проявляется в экономически преуспевающих странах. В результате акселерации изменились средние показатели роста человека.

За последние несколько десятков лет человек вырос на 10–15 сантиметров. Также изменился период роста человека, раньше дети продолжали расти до 23–25 лет. Сегодня рост прекращается в среднем в 19 лет у парней и в 17 лет у девушек.

В результате акселерации ускорился период прорезывания зубов (молочных и постоянных), половое созревание и психическое развитие.

Ученые утверждают, что акселерация вызвана множеством причин. Такими как:

  • качественное питание и комфортные условия проживания. Современный человек следит за чистотой продуктов, склонен анализировать состав на упаковке, не ест просроченную еду и пьет чистую воду. В экономически развитых странах люди живут в теплых светлых домах или квартирах, им не нужно защищаться от сильного ветра и хищника. Они меньше двигаются, ведут оседлый образ жизни.
  • солнечная активность и изменение биохимической среды на планете (на молекулярном уровне);
  • радиоактивное и другие виды излучения.

Особенности онтогенетического роста человеческого организма

Когда человек растет, у него изменяются основные пропорции тела. Например, у новорожденного ребенка длина головы в четыре раза меньше длины его тела. У детей в 5–6 лет голова меньше в шесть раз. А к двадцати годам соотношение головы к телу составляет 1:8.

Вместе с человеком растут, обновляются и меняются согласно возрасту органы и системы. В подростковом периоде быстро формируются и изменяются половые органы. Они начинают свою физиологическую работу, готовятся к репродуктивной функции.

Также появляются вторичные половые признаки. У девушек растут волосы на лобке и под мышками, увеличиваются молочные железы, начинается менструация, округляется таз. У парней заметен интенсивный рост волос на теле и на лице, меняется голос, созревает половая система.

В юношеском возрасте завершается период бурного роста и начинается относительно стабильный и длительный зрелый возраст.

Период зрелости условно разделяют на два небольших периода:

  1. Первая стадия (до 35 лет);
  2. Второй период (до 55 – 60 лет).

Это самый активный этап жизни каждого человека. Время возможностей, когда есть силы и время создавать семью, рожать детей, строить карьеру и развивать себя.

С 60 лет начинается период пожилого возраста. Организм человека после 60 лет начинает постепенно стареть, в органах возникают изменения. Эти перемены подробно изучает наука геронтология. Пожилой возраст длится от 60 до 75 лет. Затем начинается старческий возраст.

Границы возрастных изменений у всех национальностей и рас разные. При этом каждый индивид имеет свою генетическую предрасположенность к взрослению, старению и скорости изнашивания органов и систем.

Резервы организма человека

В каждом индивиде заложенные большие резервы. Как духовные, так и физические. Чаще всего ресурсы передаются по наследству, но некоторые люди способны увеличить способности организма с помощью тренировок. Известно, что за прошлое столетие спортивные рекорды существенно изменились.

А.А. Маркосян описывал ресурсы человека как надежный «банк» биологических систем, который обусловлен физическими показателями тела и особенностями организма.

На работоспособность и здоровье человеческого организма влияет множество факторов:

  • изнашиваемость ресурсов – если человек живет на пределе возможностей, часто истощает себя чрезмерными нагрузками, много работает и мало отдыхает, то все запасы в организме истощаются, и он не успевает себя восстанавливаться;
  • питание организма – качество продуктов, продуманное меню, в котором достаточно витаминов и минералов влияют на внешний вид и здоровье индивида;
  • физическая нагрузка – при оптимальных нагрузках тело человека работает слажено, в то же время здоровью вредит полное отсутствие спорта либо чрезмерное истощение на тренировках;
  • генетика и наследственные заболевания, способности и т. д.;
  • эмоциональное здоровье человека. Сегодня уже многие врачи говорят о психосотатике и болезнях «от нервов». Если человек живет в стрессе, находится в депрессии либо в разрушительных отношениях – тело изнашивается быстрее, а органы начинают болеть и давать сбои в работе.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/ontogenez-individualnye-stadii-razvitiya-organizma.html

Ваш лекарь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: